КОНЦЕПЦИЯ

создания Фонда «Соотечественники»

 

1. После «смутного» безвременья и тяжелейшего, системного кризиса последних 20 лет Россия переходит от саморазрушения к созиданию и открывает новую страницу в современной Российской истории. Преодоление оставшихся от предыдущего периода тяжелейших экономических, социальных, духовно-нравственных, геополитических проблем будет невозможным без напряжения и мобилизации всех сил и ресурсов, которыми располагает Россия – в т.ч. и такого, долгие годы крайне мало используемого ресурса, каким является мощный духовный и материальный потенциал всех поколений российской диаспоры за рубежом, соединившей в себе западные ценности и экономическую мощь с изначально заложенной российской ментальностью и занимающей сегодня сильные позиции в западном истеблишменте:

·        Особо это касается представителей (и их потомков) «первой» эмиграции - самых массовых волн эмигрантов первой трети ХХ века, бережно сохраняющих существовавшие в дореволюционной России лучшие стороны православной, дворянской, казачьей, купеческой нравственности и этики - возвращение в сегодняшнюю  Россию (духовно порабощенную «антинравственными» либеральными СМИ) нравственного, духовного, гуманитарного и экономического потенциала именно этой части диаспоры имеет бесценное, жизненно важное, незаменимое ничем другим значение для судеб России;

·        Как было уже не раз в российской истории, решающее значение и мощнейший импульс для окончания сегодняшнего «смутного времени», обновления и укрепления России несет в себе возрождение ее духовной жизни, возвращение российского народа к нравственным, прежде всего православным истокам своей великой истории – что ставит в первоочередной ряд задач всемерное укрепление Русской Православной Церкви (РПЦ) и ее роли во всех сторонах жизни российского общества;

·        Происшедшее 17 мая 2007 г. важнейшее событие в современной истории России – воссоединение Русской Православной Церкви с РПЦ за рубежом (РПЦЗ) открыло возможность для воплощения в жизнь высоких идей возвращения России к своим историческим корням и духовным ценностям, кардинальной активизации и расширения взаимодействия с российской диаспорой в целом и в т.ч. с РПЦЗ, принципиально важному укреплению позиций и возможностей России и в целом Русского Мира во всех странах, где есть российская диаспора, где стоят русские Православные храмы!

 

2. Особую интенсивность и глубину эти процессы активизации взаимодействия с диаспорой  и с РПЦЗ могут прибрести в Екатеринбургской Епархии, где сосредоточены главные трагические события и памятные места Русской Голгофы Царственных Страстотерпцев и Алапаевских Мучеников и где прежде всего должно проходить соборное покаяние «красных и белых», власти и народа, церкви и мирян, живущих в стране и в рассеянии сущих – то великое Покаяние, без которого не будет спасения и возрождения России! Именно здесь, как нигде больше в России востребовано для всех русских это покаяние и поминовение великого прошлого во имя великого будущего Отчизны!

Кроме вышеназванного покаянно-духовного есть и ряд других важнейших факторов, определяющих особое место Урала – «срединной евразийской земли» для будущего России и всего Русского Мира:

·        Дальнейшее развитие мировой цивилизации во все большей степени будет определяться взаимодействием двух главных мировых континентальных центров силы – США и объединенной экономической, политической и военной мощи Евразийского континента;

·        Естественным центром и базой такого евразийского объединения может быть только Россия: и географически, и в плане ресурсной и военной мощи, и – что особенно важно – в плане созревания в России как оплоте Православия новой парадигмы развития мировой цивилизации, альтернативной «потребительскому обществу» Запада и одновременно вбирающей в себя все лучшее и из европейской, и из азиатской цивилизаций;

·        В объединительных евразийских процессах под эгидой России «Центром Евразии» не может быть ни сугубо «европейская» Москва, ни удаленные сибирско-дальневосточные регионы и города России, ни другие восточные страны, слишком далекие от Европы и географически, и ментально, цивилизационно – таким Центром может быть только Урал: являющийся «стыком» и транспортно-логистическим мостом как между Европой и Азией, так и между богатейшим севером континента (главной ресурсной базой ближайшего будущего России и всей Евразии!) и бурно развивающимся азиатским югом и востоком;

·        Сегодняшняя роль Урала и примыкающих к нему Западной Сибири и Приполярного Севера уже является исключительно важной в плане поставок ресурсов и для Европы, и для Азии, а имеющийся промышленный, научный, культурный, намного сжавшийся, но еще существующий и восстанавливаемый кадровый потенциал обеспечивают Большому Уралу незыблемые позиции станового хребта и ключевого региона в экономике России и всей Евразии – все вышеизложенные мотивы также сыграли свою роль в выборе Екатеринбурга местом проведения в июне 2009г. принципиально важного для судеб Евразии саммита «Шанхайской Организации Сотрудничества» (ШОС):

o       в саммите ШОС примут участие главы двенадцати ведущих государств Азии (России, Китая, Индии, Ирана, Пакистана, стран Средней Азии и др.), представляющих три четверти населения планеты, для которого Екатеринбург станет в 2009 г. столицей ШОС;

o       сказанное выше также является четким подтверждением «центральной роли» Уральского региона и его столицы Екатеринбурга в судьбах Евразии;

·        Поэтому кроме гуманитарных и покаянно-духовных приоритетов Уральский регион вполне  может отвечать стратегическим экономическим, в т.ч. инвестиционным интересам  российской диаспоры – а столица Урала г. Екатеринбург по совокупности всех перечисленных позиций вполне объективно может стать для диаспоры реальной 3-й столицей России и Русского Мира;

·        Но так же как Москва получила главный импульс и стала в итоге столицей Руси в решающей степени благодаря тому, что в начале XIV века Митрополит Феогност перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву (т.е. столичный статус Москвы во многом базируется на духовной основе) – так и в «столичной судьбе» Екатеринбурга решающую роль должна сыграть православная, духовная составляющая, включающая сегодня три базовых компоненты:

o       объявленная на 2008 г. Программа «Государев Год», посвященная 90-летию тягчайшего злодеяния ХХ века – когда безбожная российская власть сотворила на Урале новую, уже Русскую Голгофу, на которую взошла не только Царская Семья Романовых, но и Русское Православие, и сама Россия!

o       возможность опереться на духовную православную столицу Урала и Сибири, каким было 400 лет назад и вновь может возродиться Верхотурье, имеющее свое собственное важнейшее сакральное значение и от которого одновременно пойдет православный путь длиной в 400 лет: «Верхотурье – Алапаевск - Ганина Яма – Храм на Крови в Екатеринбурге» как символ искупительного страдания и грядущего воскрешения России;

o       необходимым и особо значимым продолжением (по мнению и «первой» эмиграции, и всех тех живущих в России, для кого важны реальные обстоятельства гибели Царской Семьи) указанного православного пути должен стать Покаянный Храм Новомучеников и Исповедников Российских, который планируется выстроить на месте передачи Царской Семьи ее будущим палачам из Уралсовета - на том месте на уральской земле, где Святой Царь Николай II сделал свой первый шаг к Русской Голгофе;

o       именно этот Покаянный Храм, а также предлагаемые стелы, часовни на пути следования Царской Семьи, а затем и Их останков, в соборном единении с Храмом-на-Крови и Монастырями на Ганиной Яме и в Алапаевске должны воссоздать одну из главных святынь и тот единственный своем роде, уникальный для России и всего Русского Мира «Путь – Памятник», который оставили нам Царственные Новомученики Российские для  покаяния, поклонения, паломничества и для диаспоры, и для всей России – это та «православная Царская ось», которая должна стать одной из стержневых основ соборного объединения Русского Мира.

 

3. И у диаспоры, и в Екатеринбургской Епархии есть понимание этой особой значимости покаянных святынь в уральской земле и их важнейшей роли в идущих сейчас процессах духовного возрождения России и в объединительных процессах Русского Мира – и вместе с тем, сегодняшний уровень взаимодействия Епархии и в целом  Свердловской области с диаспорой категорически не соответствует вышеназванному пониманию и имеющемуся здесь очень большому потенциалу, на порядок уступая присутствию диаспоры в других регионах в центральной части России.

          Причин (в т.ч. субъективных, внутри Епархии) такого несоответствия немало – но главными среди них являются две:

·        Низкая активность самой Екатеринбургской Епархии в контактах с диаспорой и с РПЦЗ и отсутствие пока и у Епархии, и у общественных православных кругов, и у региональных властей системных, интересных диаспоре, комплексных предложений по действительно серьезным, многоплановым направлениям сотрудничества, соответствующим названному выше реальному потенциалу и тому уникальному положению, которое Екатеринбургская Епархия может занять в качественно новом этапе воссоединения (вслед за РПЦ и РПЦЗ) всего потенциала диаспоры и России во имя великого будущего нашей общей Отчизны;

·        Отсутствие не только в Епархии, но и на Урале в целом солидной, вызывающей доверие, действующей на основах православия структуры, способной сформировать необходимого уровня комплексные предложения для диаспоры и обеспечить их надежную, прозрачную реализацию – в т.ч. на базе

o       интегрирования на более системном и заинтересованном для диаспоры уровне имеющихся сегодня в Епархии, Центре «Судьба Династии», в других структурах наработок и гуманитарных направлений;

o       дополнительного формирования ряда крупных, в т.ч. инвестиционных направлений и Проектов, учитывающих экономические интересы диаспоры и обеспечивающих солидный «деловой мост» между Уралом и диаспорой.

 

4. С учетом вышеизложенного и опираясь на уже имеющийся уровень взаимодействия Центра «Судьба Династии» (г. Екатеринбург) с представителями названной в п.1 «первой волны эмиграции», инициативная группа уральских православных бизнесменов и общественных деятелей разработали аннотируемую Концепцию по привлечению нравственного, гуманитарного и экономического потенциала российской диаспоры в Уральский регион и предлагают создать соответствующую, вызывающую доверие, полностью прозрачную структуру для реализации этой Концепции и конкретных проектов и Программ в ее составе - в виде специализированного российско-зарубежного благотворительно-инвестиционного Фонда.

            Предлагаемые в Концепции основные направления и формы сотрудничества разрабатывались, исходя из следующих базовых принципов:

·        Фундаментом сотрудничества Уральского региона и российской диаспоры за рубежом является Православная Вера, понимание важнейшей и все возрастающей роли РПЦ в духовно-нравственном и социальном возрождении и укреплении России, стремление содействовать усилению и расширению влияния самой Церкви как внутри России, так и во всем мире;

·        Основные цели сотрудничества:

o       духовное и нравственное очищение России и ее народа от наслоений безбожия прошлого века и от разъедающей «потребительски-безответственной», антихристианской морали и скверны души последних 20 лет, разрушающих духовную основу будущего России;

o       возвращение страны к своим историческим корням, нравственным традициям и духовным ценностям, носителями которых в значительной степени остается диаспора (прежде всего «первая эмиграция»), всестороннее укрепление Русского Мира;

o       всемерная поддержка формированию и укреплению социально - ориентированной, нравственной, современной, высокотехнологичной (в т.ч. экологичной – что для Урала особенно важно!) российской экономики;

·        Механизмы взаимодействия должны, во-первых, учитывать понимание того, что сотрудничество тогда будет действительно масштабным и высокопродуктивным, когда в ходе его:

o       не только будут реализовываться благотворительные, гуманитарные, экономические и т.п. цели, задачи и потребности Уральского региона и его жителей;

o       но и будет обеспечена значительная составляющая выгодности, высокоприбыльности реализуемых проектов для самой диаспоры, учет ее прямых экономических интересов;

o       для этого кроме гуманитарных, благотворительных и т.п. проектов необходимо формировать и реализовывать крупные, привлекательные для диаспоры инвестиционные и коммерческие проекты;

·        Во-вторых, механизмы сотрудничества должны обеспечивать его полную прозрачность, управляемость и необходимый уровень доверия, гарантии адресного размещения и возвратности финансовых вложений - при реализации же гуманитарных проектов и благотворительной помощи дополнительным обязательным условием участия в них представителей диаспоры должна быть их уверенность в своей возможности контролировать получение и расходование передаваемых средств, четкая документальная отчетность. 

 

5. Наиболее оптимальной организационно-правовой структурой, реализующей весь комплекс перечисленных в п.4 базовых принципов, является российско-зарубежный по составу и статусу, благотворительно-инвестиционный по содержанию Фонд (один из вариантов названия Фонда «Соотечественники» - но название требуется обсуждать) - неправительственная организация общественных и деловых кругов Урала, России и представителей российской диаспоры за рубежом.

Основное назначение и базовые направления деятельности Фонда - стать оперативным штабом и организационно-финансовой базой для реализации согласованного Перечня приоритетных направлений и Программ разностороннего взаимодействия Уральского региона и российской диаспоры на базе объединения и направления возможностей и усилий российской диаспоры за рубежом на конкретные цели поддержки процесса духовного и социально - экономического возрождения уральских и в целом российских регионов, в т.ч. на базе создания в них  высокоэффективной, современной, социально-ориентированной экономики.

Перечень предлагаемых Программ и Проектов Фонда будет представлен в Приложении к Концепции и в т.ч. включает 4 базовых комплексных направления:

·        Православное направление: строительство в Екатеринбурге Покаянного Храма Новомучеников и Исповедников Российских, согласованные гуманитарные и другие Проекты и Программы Екатеринбургской Епархии в поддержку ее православного, духовного и социального Служения на Урале;

·        Формирование конкретных программ и маршрутов, создание необходимой современной инфраструктуры как для православного паломничества по указанному в п.2 православному пути «Верхотурье – Алапаевск - Ганина Яма – Царские храмы Екатеринбурга» и другим православным маршрутам, так и для разностороннего туризма в целом по Уралу – наиболее очевидный, оперативный и востребованный и в диаспоре, и в России пилотный Проект Фонда;

·        Комплексное историческое (в т.ч. исследовательское) и информационно-издательское направление в России и за рубежом как по Православному Уралу и Царственным Мученикам, Дому Романовых и по диаспоре – так и для формирования в мире положительного имиджа России и  прорыва информационной блокады той части западных СМИ, которые, действуя по логике двойных стандартов, создают исключительно отрицательный образ России – сегодня это один из решающих фронтов борьбы за Русский Мир и за место России в мире как великой Державы;

·        Формирование и реализация портфеля конкретных инвестиционных и коммерческих Проектов - с соблюдением паритета, обеспечивающего симбиоз экономической и финансовой заинтересованности диаспоры и решения актуальных, наиболее значимых проблем для социально – экономического развития Уральского региона: заполнение указанного «портфеля Проектов» обеспечит «Уральский Центр экспертиз и сопровождения инвестиций» (г. Екатеринбург), привлекая российских партнеров, заинтересованных во взаимодействии с Фондом.

 

6. Организационные принципы создания Фонда:

   а) для обеспечения требуемого  уровня доверия и поддержки диаспоры и в целом западных гуманитарных институтов и деловых кругов (основанном на прозрачности и управляемости в работе Фонда, некоррумпированности и независимости от непредсказуемости российских конъюнктур) - оптимальной будет регистрация Фонда в одной из западных стран, где имеет достаточно сильные позиции российская диаспора (особенно первых волн эмиграции): при этом в юридическом статусе Фонда необходимо предусмотреть права как инвестиционного, так и «гуманитарного, благотворительного Фонда», которые позволят при осуществлении основных задач:

·        активизировать и увеличить возможные объемы  благотворительной гуманитарной помощи не только российской диаспоры, но и западных гуманитарных фондов в целях оздоровления, создания и поддержки положительных тенденций в социальной и других областях жизни Урала;

·        получить соответствующие региональные и таможенные льготы для своей деятельности;

·        Фонд планирует также заключить Соглашения с соответствующими российскими федеральными и региональными структурами о режиме наибольшего благоприятствования функционирования Фонда в России;

   б) учредителями и участниками Фонда могут быть физические и юридические лица (включая существующие гуманитарные, благотворительные и другие Фонды и институты) на Урале, в России и во всех странах мира, где есть российская диаспора - заинтересованные в достижении целей Фонда и готовые оказать Фонду финансовую, организационную и др. поддержку;

   в) Штаб-квартира (в т. ч. зарубежные органы управления, финансовые и иные ресурсы) будет находиться в стране регистрации Фонда - в Екатеринбурге расположится Главная Резиденция Фонда в России, которая по мере необходимости создаст свои Представительства в Москве и в др. регионах России;

   г) механизмы управления и финансирования деятельности Фонда будут проработаны в Концепции Фонда по согласованию с представителями диаспоры – потенциальными учредителями Фонда и с учетом регламентирующих Положений Законодательства страны регистрации Фонда.

 

7. Поскольку практически по всем названным выше направлениям (включая Программу «Государев Год», согласование всех вопросов и начало строительства Покаянного Храма Новомучеников и Исповедников Российских, а также и концептуальная, документальная, организационная подготовительная работа по созданию самого Фонда) требуется начинать максимально оперативную и энергичную, весьма объемную  деятельность – предлагается согласовать с диаспорой и в ближайшее время создать Рабочую дирекцию Фонда (с компактной, но дееспособной кадровой и оргфинансовой базой) на период до регистрации Фонда, после чего Рабочая дирекция войдет в состав органов управления Фонда.

 

Концепция предложенной в Аннотации структуры базируется на наработках и документах Власова В.В., составленных в конце 90-х годов (после около года жизни - в т.ч. общения с диаспорой в США) для аналогичного по содержанию Фонда, преимущественно направленного в те годы на возрождение российского казачества - в тот период из-за дефолта 98 г., ряда других причин и особенно из-за разделенности РПЦ и РПЦЗ (оказывавшего решающее влияние и на отдаленность диаспоры от России) идея такого Фонда не была реализована.

В настоящее время после воссоединения РПЦ и РПЦЗ ситуация кардинально изменилась и в т.ч. вновь стали востребованными вышеназванные наработки по Фонду - т.к. и глобальные процессы, идущие сегодня в России и в Русском Мире, и ближайшие региональные перспективы безальтернативно требуют создания такой структуры, которая «выстроит прочный мост» для набирающего обороты православного, духовного и инвестиционного, социально - экономического взаимодействия Урала и Екатеринбургской Епархии с российской диаспорой за рубежом, поскольку это взаимодействие делается все более значимым и важным фактором для выстраивания и реализации стратегии развития Уральского региона.

 

 

 

Президент Центра «Судьба Династии», профессор РАИП,

действительный член Национальной и  Международной

Академий Туризма                                                                                                  В.А. ВИНЕР