Россия, 2000
Режиссер: Глеб Панфилов.
Сценарий: Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Иван Панфилов.
В ролях: Александр Галибин, Линда Беллингэм, Юлия, Новикова, Ксения Качалина, Ольга Васильева, Ольга, Будина, Владимир Грачёв, Александр Филипенко, Михаил Ефремов и др..

История семьи… История любви… История России…

Сюжетом в фильма является сама история. История России 1917-1918-го, трагическая история семьи последнего Императора, история любви…

Фильм хвалят. За режиссерский сверхпрофессионализм, особенно заметный на фоне той профессиональной катастрофы, которую переживает отечественный кинематограф, а также за то, что он - при всей 150-минутной длине - не масштабный, не эпический, а камерный, интимный. Никаких массовых сцен на фронте и всего одна на улице Петрограда. Никакого штурма Зимнего, никакой агонии режима. Только история царской семьи - идеальной и идиллической - с февраля 1917-го и до гибели.

Панфилов хотел показать "простым людям", что император и его семья были не паразитами на теле России, которые купались в роскоши, а ее трудягами-слугами. Самоотверженными, самоотреченными, воспитанными в духе стоицизма, способными к высокому смирению, к тому же обладавшими даром провидения и, безусловно, гениальными в самых разных областях - от музицирования (сам Николай и его дочери) до разработки проектов морских кораблей будущего (цесаревич Алексей).

Императорская семья - это генофонд нации. Генофонд, который совершенствовался веками. Совершенно не важно, кем была по происхождению Александра Федоровна и какой процент русской крови тек в сосудах Николая, - все равно, по Панфилову, именно они были национальной элитой. В фильме есть фраза, обращенная к цесаревичу, что и в большевистской тюрьме он обязан считать себя высочеством, поскольку специально воспитан как принц, а это особая культура. Соответственно можно понять так, что, убивая семью, большевики желали не просто уничтожить политических противников, а умышленно истребили национальный генофонд. Или, скажем иначе, истинный "русский стандарт". И все гадости в России (в том числе и современной) оттого, что уничтожен генофонд, а с ним, в частности, и культура политики. Перевелись люди, способные интеллигентно и самоотверженно, без популизма и бахвальства трудиться на благо родины.

Замысел фильма возник у режиссёра почти девять лет назад, после того, как он познакомился с архивом Царской семьи. Трудно представить весь объём работы по воссозданию исторической обстановки, фактологического соответствия, который удалось выполнить создателям фильма на все 100 %. Подтверждением тому может стать хотя бы то, что специально созданный для съёмок парадный кабинет Александровского дворца после их окончания стал частью экспозиции музея. Историки, конечно, обязательно найдут много ляпов, но оставим это на их профессиональный суд. Искусство - не наука.

Как сказал сам Глеб Панфилов, достаточно долго было непонятно, каким будет финал: заканчивать фильм сценой расстрела в Ипатьевском доме не хотелось. Его "придумало" само время. Последние кадры фильма больше похожи на эпилог. На экране запись 1998 года из Петропавловского собора, когда состоялось захоронение Царской семьи.

Эпилог-упрёк, эпилог-напоминание, эпилог-прощение? В финале крупным планом лицо скорбного бывшего президента.

Р.S Просмотрев фильм у меня появились странны ощущения что ложь продолжается. Съемки Екатеринбурга проходили в Чехии. Хотя бы натура нша была. При чем тут останки , захороненные в Питере, если они не Романовы. Покаяние через маски не бывает

Вадим Винер