П.А.Саенко
(Екатеринбург)
Романовы и
военно-морская политика России
в ХVII–ХIХ вв.
Военно-морская мощь государства зависит от различных факторов: географического положения страны, природных ресурсов, размеров территории, численности населения, характера народа и других. Но, пожалуй, в наибольшей степени на нее влияет политическая власть, ее способность видеть в морской мощи государства не только одну из составляющих оборонного потенциала страны, но и важное средство внешней политики.
Представители династии
Романовых хорошо осознавали важность для России наличия мощного военно-морского
флота, внесли весомый вклад в его создание и развитие в период ХVIII–ХIХ
вв.
Если Петр I стал создателем регулярного флота России
(гребно-парусного), то великий князь Константин Николаевич стоял у истоков
создания парового броненосного флота страны. Великий князь Алексей Михайлович
способствовал развитию авиации. Николай II
по докладу начальника Морского Генерального штаба контр-адмирала Л.А.Брусилова
своей властью разрешил (до утверждения правительством новой судостроительной
программы) заложить в 1909 г. на верфях
Петербурга 4 новых линкора типа
“Севастополь”, предназначенных для усиления Балтийского флота. Кстати, одним из
наиболее активных разработчиков этой кораблестроительной программы был капитан II ранга А.В.Колчак,1 будущий адмирал, исследователь полярных морей
и активный участник Гражданской войны. В годы Второй мировой войны Андрей,
Михаил и Дмитрий Романовы служили в Британском флоте, участвовали в ряде
морских сражений, а также в проводке союзных конвоев в Советский Союз. Правда и
то, что к Цусимской трагедии Романовы тоже имели
самое непосредственное отношение. Петр I
прекрасно понимал, что без выхода к морю, без морских связей с внешним миром
Россия не может стать великой державой. 20 октября 1696 г. Боярская дума по его предложению
постановила: “Морским судам быть”. С этой даты начинается летоисчисление
регулярного военно-морского флота нашей страны2.
Зарождение и развитие военно-морского флота
значительно повысило его роль не только в составе вооруженных сил страны, но и
в ее внешней политике. К концу XVIII — началу XIX вв. флот вышел за пределы Черного и
Балтийского морей, осуществил ряд крупных военно-морских экспедиций в
Средиземном море.
К середине XIX в. парусный флот России участвовал в
многочисленных войнах, одержал 26 побед и
не испытал ни одного поражения.
Тяжелым испытанием для флота
явилась Крымская война (1853–1856 гг.).
Поражение России было обусловлено ее экономической и технической отсталостью,
привело ее к потере Черноморского флота. Вместе с тем война убедительно
доказала превосходство паровых кораблей над парусными, выдвинула вопрос о
развитии новой тактики.
В 1857 г. царское правительство приняло программу строительства
современного парового флота, и, хотя она не полностью была выполнена, к 1863 г. было построено 26 винтовых кораблей, в том числе 3
линейных корабля, 7 фрегатов, 6 корветов, 7
клиперов3. Именно Александру II принадлежит заслуга не только в создании
этого флота, но и в первом в истории России применении военно-морской мощи
государства как средства достижения внешнеполитических целей. Иными словами,
именно в XIX в. впервые Россия использует
“дипломатико канолерок”.
Речь идет о посылке 2-х российских эскадр
в североамериканские порты в разгар Гражданской войны между Севером и Югом.
Известный военный историк, автор работ по проблемам флота П.И.Белавенец
отмечал, что это внезапное появление двух сильных русских эскадр в портах
Американских штатов, лежавших в двух океанах произвело тем более сильное
впечатление, что оно было совершенно неожиданно.
Действительно, в первый раз
с основания русского флота часть его показалась в дальних морях в ту минуту,
когда готовившийся союз двух сильнейших морских держав угрожал нам нападением
на наши собственные берега. В этот период русский флот вполне оправдал
возлагавшуюся на него надежду и, безусловно, оказал большую службу родине4.
Вторая половина 1863 г. ознаменовалась для США ожесточенными
боями между армиями Севера и Юга. Положение было исключительно серьезным еще и
потому, что Англия и Франция открыто вели приготовление к признанию Штатов
Южной Конфедерации, открытой поддержке Юга. Судьба правительства президента
А.Линкольна висела на волоске. Именно в этот момент без предупреждения
Атлантическая эскадра Императорского Российского флота под командой
контр-адмирала С.Лесовского вошла в порт Нью-Йорка (24 сентября
1963 г.), а Тихоокеанская эскадра под командой контр-адмирала А.Попова
вошла в бухту Сан-Франциско (6 октября 1963 г.).
Приход русских военных
кораблей к берегам Америки несомненно оказал влияние на исход братоубийственной
войны в США. Крейсеры конфедератов, построенные и вооруженные в Англии, перестали
препятствовать торговле и рыболовству США, подвозу необходимых грузов и
пополнению армии Севера5. Скрывая
свою принадлежность, пираты зачастую осуществляли набеги под Андреевским
флагом.
Была сорвана попытка
англо-французской эскадры высадить десант в помощь южанам.
Попыткам Англии и Франции
раздробить Россию, используя для этого начавшееся 22 января 1863 г. Польское
восстание, был положен конец. Военная энциклопедия в 1911 г. сообщала по поводу посещения Америки русскими эскадрами:
“Император Александр II остановился на
смелой мысли, внушенной ему управляющим Морским Министерством адмиралом Н.Краббе: разрешить польский вопрос в его международном
значении так, как это требовало достоинство России, то есть принудить державы
немедленно отказаться от вмешательства в русские дела, возложить эту задачу на
русский флот и решить ее у берегов Америки”.
Семена дружественных
отношений между Россией и США зародились задолго до Гражданской войны. Именно
американский консул в Гонолулу предупредил русских о неминуемом нападении
англо-французских кораблей на Петропавловск-Камчатский. Это позволило
защитникам подготовиться и дать должный отпор. Именно с этих событий становится
известным в России славное имя “Аврора” — русского
корабля, активного защитника камчатских берегов.
В ознаменование героической
обороны один из городов Калифорнии был назван Севастополем, а американские
инженеры поднимали затопленные русские корабли в главной базе Черноморского
флота.
В 1856 г. император Александр II
уведомил правительство США, что в случае войны Америки с третьей державой ее
военные корабли могут пользоваться русскими портами.
В августе 1862 г. русское правительство официально
заявило, что Россия питает симпатии к Соединенным Штатам, считает их
благосостояние необходимым для общего равновесия в мире, что может быть
достигнуто их единством6.
Сотни русских добровольцев с
оружием в руках сражались в рядах армии США. Так, офицер Струве принимал
участие в боях вблизи Вашингтона.
Командир Иллинойской
бригады генерал И.Турчин (бывший полковник
Генерального штаба) штурмовал Миссионерские
высоты в районе города Гатануги. Внезапная атака
позволила захватить позиции конфедератов. Вся артиллерия южан, обозы и знамена
достались северянам. Таким образом, приход русских эскадр в Нью-Йорк и Сан-Франциско
лишь на первый взгляд явление неожиданное. Американские газеты по поводу их
прихода писали: "Стройные и прекрасно вооруженные корабли под Андреевским
флагом — залог дружбы".
Жена президента А. Линкольна
посетила корабль “Ослябя”, русские делегации, посол
России в Америке барон Стакль были приняты
президентом США и в Конгрессе. Капитан I ранга Бутаков побывал на фронте в расположении армии генерала Мида. Около сотни русских комендоров (морских
артиллеристов) остались в США и воевали на стороне северян. Восторженные приемы
чередовались один за другим. А когда в деревянном в ту пору Сан-Франциско
возник пожар, русские моряки приняли активное участие в его тушении.
Многие из русских военных
моряков, побывавших тогда в Америке, стали известными в России людьми. Кадет
К.М.Станюкович стал писателем, кадет С.О.Макаров
— флотоводцем и ученым. Лейтенант Авелан в
конце века стал морским министром, а мичман И.Н.Дурново — министром внутренних дел. Таким образом, XIX в. являет нам примеры бережного отношения к опытным флотским
офицерам. И в этом тоже внимание Романовых к военно-морскому флоту России.
Именно в правление
Александра II флот России впервые был
использован как средство решения внешнеполитических задач.
Примечания
1 Неизвестный Колчак. М., 1992. С.50.
2 См.: Устрелов Н. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т.II. С.397–401.
3 Золотарев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России. М., 1998. С.8.
4 Белавец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. СПб., 1900.
5 Вина Англии в уничтожении 65 судов Американского торгового флота была доказана международным трибуналом в 1871 г. Англия уплатила 15,2 млн. долларов в возмещение убытков США.
6 Journal de Sankt-Peterburg.
1862. 6 авг.