2006-11-21
Заявление
канцелярии Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини
Марии Владимировны в связи с появлением в средствах массовой информации недостоверных
и искаженных сведений относительно позиции Русской Православной Церкви по вопросу
о реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев
Среди многочисленных публикаций, посвященных рассмотрению
правовых, моральных и духовных аспектов реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев
Государя Императора Николая II и Членов Его Августейшей Семьи, в ряде средств
массовой информации прозвучали высказывания некоторых священнослужителей, противоречащие
позиции Русской Православной Церкви по данному вопросу. Однако данные частные
заявления совершенно необоснованно и ложно преподносятся в качестве мнения Московского
Патриархата. В связи с имевшим место дезинформированием общественности, Канцелярия
Е.И.В. доводит до всеобщего сведения следующие обстоятельства.
- В
соответствии со святыми канонами и Уставом Русской Православной Церкви выступать
от Ее Имени и оглашать Ее официальную позицию, помимо высших органов церковной
власти – Поместного и Архиерейского Собора, могут только Святейший Патриарх и
Священный Синод.
- Русская
Православная Церковь, высказав свою официальную позицию, не меняет её в угоду
какой бы то ни было конъюнктуре.
- В
«Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской
Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи» от 17
июля 1993 года говорится: «необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского
преступления – нравственные, правовые, политические. Это нужно не только
для установления исторической истины, но и для того, чтобы государственная
власть законодательно осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство
своей верности закону и нравственности». Вплоть до настоящего времени
правовой аспект цареубийства не рассмотрен, и казнь Царской Семьи не осуждена
законодательно, чем и вызвано требование Главы Российского Императорского Дома
Е.И.В. Государыни Марии Владимировны о реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев
– Ее Августейших Родственников.
- Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 – 16 августа 2000 года, принял
решение о канонизации Царской Семьи. В определении Собора говорится: «Прославить
как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью:
Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжон
Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском Монархе
и Членах Его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни
заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью,
терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге на 4/17 июля
1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял
в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа
в ХХ веке» (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 269 ).
Русская Православная Церковь установила и засвидетельствовала своим Актом канонизации
Царской Семьи в лике страстотерпцев, что Государь Император Николай II, его супруга
и дети были лишены жизни за веру «мятежниками и убийцами, боровшимися за
овладение властью или за удержание ее»; «активными богоборцами, прикрывающими
свои идеологически мотивированные злодеяния мнимой толерантностью в отношении
самих носителей христианской веры и благочестия». Комиссией Священного
Синода по канонизации прямо сказано: «И жертвы политических убийств
могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной
Руси». (Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. М.: Синодальная
комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1996. – С. 11–19).
«В богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец»
стало применяться к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением
переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических
противников» (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 269 ).
«Последовательно и методично убивая всех попавших им в руки Романовых,
- утверждает Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых Высокопреосвященный
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в докладе Юбилейному Архиерейскому
Собору 2000 года, - большевики прежде всего руководствовались идеологией,
а потом уже политикой – ведь в народном сознании Император еще продолжал
оставаться Помазанником Божиим, а вся Царская Семья символизировала Россию уходящую
и Россию уничтожаемую». (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С.
82). Говоря в целом о новомучениках и исповедниках российских, митрополит Ювеналий
в своем докладе придает особое значение факту реабилитации государством всех,
замученных и подвергнутых гонениям за Христа богоборческим коммунистическим режимом
(см. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя
13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 73-74).
- Церковь
и государство обладают различными природами и имеют каждый свое предназначение.
Государство существует для устроения мирской жизни и использует для этого различные
средства, в том числе и право. Право в соответствии с «Основами социальной концепции
Русской Православной Церкви», принятыми Архиерейским Собором 2000 года, есть особая
сфера, отличная от смежной с ней этической сферы: оно не определяет внутренних
состояний человеческого сердца, поскольку Сердцеведцем является лишь Бог. Однако
поведение и действие людей являются объектом правовой регламентации, которая и
составляет содержание законодательства. Без права никакое человеческое сообщество
существовать не может. Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая
ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к подобию Божию,
исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством,
народом и иными человеческими сообществами. Задача светского закона не в том,
чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился
в ад.
- Члены
Царской Семьи стали жертвами произвола тоталитарного богоборческого советского
государства и подверглись политическим репрессиям по социальным, классовым и религиозным
признакам. 17 июля 1918 года Святой Страстотерпец Император Николай II был расстрелян
по приговору Президиума Уральского Областного Совета и признан государством «коронованным
палачом, виновным в бесчисленных кровавых насилиях русского народа». Вместе с
ним были расстреляны Члены Его Семьи и их верные служители. 18 июля 1918 года
решение Уралсобловета было «признано правильным» высшим органом государственной
власти РСФСР – Всероссийским центральным исполнительным комитетом. Закон РФ «О
реабилитации жертв политических репрессий» гласит: «За годы Советской
власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись
репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным
и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа
как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской
Федерации выражает глубокое сочуствие жертвам необоснованных репрессий, их родным
и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения
законности и прав человека».
- Несмотря
на то, что Церковь отделена от государства, ее позиция относительно жертв политических
репрессий по религиозному признаку является важнейшим критерием в вопросе их реабилитации,
имеющим юридическое значение. Как известно, право существует в нескольких формах:
в форме законов, в форме договоров, в форме обычаев, в форме канонического права
и в других формах. В нашем государстве все они реально существуют и применяются
постольку, поскольку не противоречат Конституции и законодательству РФ. Акт Русской
Православной Церкви о канонизации в чине страстотерпцев Императора Николая II
и Членов его Семьи не противоречит какому-либо закону, а наоборот конкретизирует
и развивает положение Преамбулы Конституции РФ о том, что граждане имеют право
чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро
и справедливость.
- В
2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отвечая на вопрос
газеты «Газета»: "Великая Княгиня Леонида Георгиевна давно добивается
юридической реабилитации Императора Николая II и его семьи, которые уже два года
как канонизированы, но до сих пор формально считаются преступниками. Ваше отношение
к этому?", ответил: "Конечно, в таком сложном процессе должны
быть тщательно соблюдены все правовые формальности, что, наверное, требует времени.
Но процесс реабилитации нужно как можно скорее завершить. Непонятно, какие
здесь могут быть принципиальные препятствия. Неужели в нашей стране найдутся
люди, до сих пор считающие, что Император Николай и его семья на самом деле были
преступниками, достойными смерти?" (Газета "Газета", 2003,
25 апреля). Таким образом, Предстоятель Русской Православной Церкви публично,
ясно и недвусмысленно поддержал правовую инициативу Российского Императорского
Дома.
Из всего вышесказанного следует, что официальная позиция Русской
Православной Церкви никоим образом не находится в противоречии с правовой позицией
Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии
Владимировны, а напротив, подтверждает её. Святая Церковь, свершив акт высочайшей
духовной значимости о канонизации Святых Царственных Страстотерпцев, не только
не отрицает, но безусловно признает важность их юридической реабилитации, относящейся
к сфере деятельности государства.
Что касается высказанных некоторыми священнослужителями частных
мнений, то они не только противоречат официальной позиции Русской Православной
Церкви, но прямо не согласуются с принципами морали и доводами разума.
Заявления о том, что «святые не нуждаются в реабилитации»,
бессмысленно. Святые не нуждаются ни в чем – ни в реабилитации, ни в канонизации.
Канонизация нужна всем нам как чадам земной Церкви, и реабилитация нужна
всем нам как гражданам государства. Православным не может быть безразлично,
что государство, гражданами которого мы являемся, юридически продолжает считать
наших Святых Страстотерпцев «преступниками, достойными смерти», решение о расстреле
которых было «правильным».
Заявления о том, что требование о реабилитации Святых Царственных
Страстотерпцев носит «мелочный характер», даже неудобно комментировать. Их можно
объяснить только абсолютной юридической неосведомленностью и проистекающим из
нее пренебрежением к закону.
Ссылки на захоронение в Петропавловском соборе екатеринбургских
останков как на акт «реабилитации на государственном уровне» вновь свидетельствуют
о глубочайшем правовом невежестве, и к тому же об отсутствии способности мыслить
логически. Если то или иное духовное лицо следует официальной позиции Русской
Православной Церкви, не нашедшей оснований для признания екатеринбургских останков,
то ни с какой точки зрения не понятно, какое отношение имеет захоронение безвестных
останков к реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев. Если же некие духовные
лица признают екатеринбургские останки мощами Царственных Страстотерпцев, то это
значит, что они ни во что не ставят позицию Святейшего Патриарха и Священного
Синода Русской Православной Церкви. Но и в этом случае никакой логики в рассуждениях
данных священнослужителей по поводу реабилитации Царской Семьи нет. Раз, с их
точки зрения, «реабилитация на государственном уровне произошла», то что же мешает
Генеральной прокуратуре РФ выдать справки об этой реабилитации?
В действительности, политические декларации не могут заменить
право. Реабилитация жертв политических репрессий – не инструмент политики, а юридический
акт, преследующий целью восстановление справедливости. Глава Российского Императорского
Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна заявила: «Реабилитация
царской семьи будет означать торжество права, справедливости и законности. Этот
акт важен прежде всего для современного Российского государства. До тех пор, пока
Царственные Мученики не реабилитированы, государство, по сути, признает правильность
их казни и принимает на себя ответственность за нее. Реабилитация будет способствовать
повышению авторитета России во всем мире, станет наглядным символом того, что
мрачная страница произвола, беззакония и террора в нашей истории действительно
закрыта» (Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой
Княгини Марии Владимировны на вопосы журнала «Итоги» // Итоги, 2005, 12 декабря.
– С.24-28).
Относясь с глубочайшим благоговением к священному сану и избегая
персонального осуждения кого бы то ни было, мы не можем оставить без ответа заявления,
вводящие соотечественников в соблазн и заблуждение. Необходимо также отметить,
что священный сан ни при каких обстоятельствах не может и не должен быть прикрытием
для лжи, лицемерия и клеветы.
Глава
Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна
и верные ей люди являются верными чадами Русской Православной Церкви, свято чтут
волю и мнение Святейшего Патриарха Алексия II и в вопросе о реабилитации Святых
Царственных Страстотерпцев ставят во главу угла позицию Московского Патриархата,
выраженную в актах церковного права
А.Н.
Закатов директор Канцелярии Е.И.В. тел.
261-69-64 e-mail: zakatov@imperialhouse.ru |
|
|
Г.Ю. Лукьянов адвокат Главы
Российского Императорского Дома тел. 749-77-27 |