О реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев (юридическая экспертиза)

 

В последнее время в монархических кругах Российской Федерации активно разрабатывается тема реабилитации Государя Императора Николая Второго и Членов Его Августейшей Семьи.

 

Казалось бы, канонизация царственных мучеников, принятая Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, должна поставить точку в православном правосознании граждан России о роли Императора Николая Второго в исторических событиях первой четверти XX века. Однако активизация реабилитационного маховика заставляет взглянуть на эту проблему с чисто юридических позиций и соотнести вопрос о реабилитации царской семьи действующему законодательству Российской Федерации.

Реабилитация, согласно статье пятой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации – порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.

 

В принципе, более широко, - реабилитация есть акт отмены неправильно вынесенного приговора законной властью.

Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон) был принят 18 октября 1991 года сразу после августовского путча. За прошедшие без малого пятнадцать лет в данный Закон вносились четырнадцать изменений и дополнений, причем последние изменения и дополнения были внесены в прошлом, 2005 году.

Именно этот Закон (а другого просто не существует) сторонники реабилитации членов царской семьи пытаются использовать в политической многоходовке, направленной на возведение, в конечном счете, на российский Престол «Наследного Принца» Георгия Кирилловской ветви Романовской династии.

Рассмотрим же предметно формат этого Закона.

Скажем прямо, этот Закон есть прямое продолжение большевистской антиправовой политики. Докажем этот тезис.

В первой статье Закона дается определение политических репрессий, под которыми признаются «различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями».

 

Вторая статья Закона распространяет его действия на:

«граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами».

 

А согласно статье третьей Закона реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были:

- осуждены за государственные и иные преступления;

- подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции;

- подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод;

- необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

- необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

- признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления».

 

Вроде бы все правильно и логично, но статья четвертая прямо указывает на лиц, которые реабилитации не подлежат. Среди них лица, в отношении которых «доказаны» следующие уголовно наказуемые деяния.

«а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;

б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;

г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.

Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления».

Таким образом, Закон ни как не реабилитирует участников «Белого движения», а равно участников народно-освободительной борьбы народов России против большевиков с 1917 по 1991 годы. Все эти люди признаются Законом преступниками. В то время как восстания сопровождали с разной степенью интенсивности весь период большевистской тирании и проходили на всей территории Союза ССР (крестьянские восстания в центральной и южной России в 20-е годы, казачьи восстания в 20-е и 30-е годы, украинское и прибалтийское сопротивление в 40-е – 70-е годы, сопротивление народов Средней Азии в 30-е – 50-е годы, северокавказское восстание в 40-е годы, борьбы за независимость от советской власти народов России в конце 80-х начале 90-х годов и др.).

Закон не признает за участниками антикоммунистического сопротивления в годы Второй мировой войны статуса жертв большевистской тирании, хотя большевики уничтожали и принудительно депортировали в Советский Союз «белых иммигрантов» и их потомков, проживавших на территориях Европы и Азии, занятых Красной армией в середине 40-х годов прошлого века. Кроме того, участники «власовского» движения также продолжают считаться согласно Закону преступниками, а не участниками сопротивления против большевиков, что, конечно, не верно.

 

Вторым аспектом Закона следует признать аспект социально-экономический. В частности,

Встатье 16.1.Закона указывается, что «реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации».

Но! «Не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;

имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий;

земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;

имущество, изъятое из гражданского оборота».

Из этого следует вывод, - Закон ни в коей мере не полагает возможным изменить акты Совнаркома и большевистских властей о национализации и изъятии имущества российских и «советских» граждан, проводимых с 1917 по 1991 годы. Хотя достаточно представить себе ощущение людей, у которых чекистские палачи отбирали драгоценности, дома, квартиры, землю, скот, последнее пропитание в ходе коллективизации, чтобы оценить весь антиправовой характер вышеуказанных действий.

Таким образом, Закон, на нормы которого опираются адепты реабилитации царской семьи по духу и букве полностью соответствуют идеологии большевиков. Применять его по отношению к царственным страстотерпцам нет ни какой возможности.

Напомним сказанное в начале статьи. Реабилитация есть акт отмены неправильно вынесенного приговора законной властью. Так Император Александр Второй (или сам Император Николай Первый) мог отменить приговор и реабилитировать нескольких участников декабрьского мятежа 1825 года. Но советская власть официально не передавала свои полномочия современной российской. Правопреемство Российской Федерации в отношении Союза ССР и всей Совдепии спорно. Это акт, так сказать, односторонний. Передаточного акта от Совдепии к Российской Федерации не существовало.  Поэтому отменить приговоры советской (коммунистической) власти нынешняя российская власть не может в силу своей неполной легитимности.

 

Более того, реабилитация членов царской семьи позволила бы создать юридически кощунственный прецедент, означающий законность советской власти, которая несколько «ошиблась» в отношении гражданина РСФСР Романова, его жены и детей, незаконно, без соблюдения уголовно-процессуальных норм, лишив его жизни и имущества. Но имущество, как указано в Законе, царская семья лишилась легитимно (?!).

В итоге, реабилитация царской семьи не приведет ни к каким юридически значимым последствиям. Государь Император, являясь законным Правителем Российской Империи, был незаконно низложен в марте 1917 года. Последовавший за этим расстрел только завершил начатое «февралистами» сатанинское дело. Реабилитация не может служить не только основанием для восстановления монархической формы правления и восстановление имущественного положения членов царской фамилии, но, наоборот, легимитизирует правление «февралистов», большевиков и необольшевиков.

 

В этой связи, решение Генеральной Прокуратуры Российской Федерации и представляется весьма прагматичным, и единственно верным в условиях сложившегося правового вакуума по отношению к событиям восьмидесятилетней давности. Деяние, совершенное группой большевиков, и управляемых ими чекистов, является обычным уголовным преступлением – убийством. Это преступление совершил сам большевистский режим. Реабилитация же царской семьи способствовало бы косвенной реабилитации самих преступников (или их идейных и реальных руководителей).

Еще аспектом проблемы следует назвать сам факт обращения «потомков» Государя Императора в Генеральную Прокуратуру. Обращаясь в Генеральную Прокуратуру, «члены дома Романовых», тем самым, по простоте душевной, подтверждают законность нынешней республиканской власти в Российской Федерации. Тогда возникает закономерный вопрос, если признать легитимность действующей власти, не проще ли бороться за политическое влияние существующими механизмами: создание партий, участие в выборах, проведение агитации и т.п.

 

Полагаем, что в отношении возрождения русской государственной традиционной монархической формы государственно-народного целокупного сочленения никаких компромиссов с «объективно сложившимися обстоятельствами» допускать никак невозможно. В этой связи официальные заявления со стороны представителей «фамилии Романовых» об отказе от претензий на трон и императорского имущества следует считать преждевременными и противозаконными. Монархическую форму государственного устроения России никто не отменял. Самозванство, установившееся с марта 1917 года, должно быть упразднено. А Царь в христианской государственной традиции является не столько правителем, сколько Наместником Господа нашего Иисуса Христа на Земле. Тем самым, Царь Сам обязан держать ответ перед Богом, и не может по своей прихоти изменить установленную Господом Богом форму устроения.

 

Проблема имеет еще один аспект. Последний. Нравственный. Допустимо ли делать себе рекламу на смерти Святого Государя Императора и Святых членов его семьи, - политическим и юридическим авантюристам? Полагаем, что трагедия Ипатьевской казни должна служить уроком современникам и потомкам, и использовать оную для саморекламы представляется весьма нетактичным.

 

 

 

Кандидат юридический наук

Владимир Алексеенко

ВМЦ