Скандалы вокруг храма

Скандалы так и льнут к этому месту. "Что не удивительно, - сказал на недавней пресс-конференции отец Владимир Зязев, - ведь многим хочется приобрести мировую известность."

Мировую известность, через проклятие, зависшее над Вознесенской горке со дня расстрела царской семьи. И даже когда 16 июля 1989 года здесь был совершен первый покаянный молебен по невинно убиенным, страсти не улеглись. Напротив разгорелись так, что не унимаются до сих пор.

Скандал первый: земельный

В начале 1990 года шла борьба за то, кому собственно передать земельный участок под строительство храма-памятника. Первым выразил желание епископ Берлинский и Великобританский Марк, представляющий русскую православную церковь за рубежом. Ему отказали. Тогда за землеотвод стали биться местные коммерческие компании. В частности Евро-Азиатская компания, Интер-Урал, Технезис. Коммерческие проекты поражали размахом. В самый масштабный входили пятизвездочная гостиница, паломнический центр, мастерская по производству сувениров и религиозной утвари и собственно храм. Интерес к покаянной земле проявила и Московская патриархия. Но в конечном итоге в сентябре -октябре 1990 года решением президиума Свердловского горсовета земельный участок передали Свердловскому епархиальному управлению. Только документы на передачу землеотвода почему-то не были оформлены аж до 1998 года...

Скандал второй: денежный

В 1991 году для сбора средств на строительство на следующий год был учрежден фонд Храма на Крови. В первоначальных документах говорилось, что фонд будет добывать деньги продажей свечей, а так сбором пожертвований. Возглавил фонд епископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек, его заместителем стал отец Иоанн Горбунов. Руководство фонда оценивало строительство всего комплекса не менее чем в 100 мил долларов.

С появлением долларов изменяются учредительные документы фонда, в них оговаривается возможность открытие валютного фонда, проведение аукционов и владение культовыми зданиями. Учрежден попечительский совет. В него бесплатно входили только представители власти и церкви, члены - благотворители попечительского совета должны были внести пожертвования в размере 100 тысяч долларов. За это их имена должны были высечь золотом на мраморной доске на внутренней задней стене храма. Там должны были засиять имена: Анатолия Павлова, Андрея Панпурина и Виктора Терняка ( двое последних в открытую считались правоохранительными органами главарями свердловской мафии). Как отмечено в одном из печатных изданий: " предпринимательские интересы многих структур пересекались на фонде. Деньги из-за границы шли нескупо: уже на первых порах в 1992 году поступило 2 миллиона долларов. на строительство нужны были рубли и доллары изымаются и вкладываются в бизнес. Деньги в долларах поступали на счета, известные узкому кругу лиц ".

В 1992 году с криминальными авторитетами начали в открытую связывать имя Иоанна Горбунова. Сам Горбунов называл себя "мафией над мафией". До сих пор точно неизвестно, сколько во имя "благого дела покаяния" присвоил отец Иоанн сотоварищи. Доказанная сумма - 185 миллионов рублей. Из вещей, переданных на строительство храма-памятника Ян Горбунов не однажды демонстрировал золотой перстень с бриллиантом, величиной с ноготь, золотые серьги, опал необыкновенной красоты. Все эти вещи исчезли. На батюшку было заведено 4 уголовных дела. Все приостановлены в связи с тем, что правоохранительные органы не захотели ссорится с местной епархией.

Наиболее громкое дело связано с покупкой на Малышевском руднике около 20 килограммов изумрудов на сумму в165 миллионов рублей. В числе отобранных батюшкой был камень весом в 13 граммов, из которого по словам специалистов, получился бы после огранки экземпляр мировой ценности. Все изумруды исчезли. Предполагается, что они были переплавлены за рубеж, в Польшу.

В 1993 году отец Иоанн внезапно скрылся из города. Специально созданная комиссия, проводившая ревизию фонда Храма на крови, выяснила, что на 3 сентября 1993 года в кассе фонда обнаружено 416 911 рублей и 3 015 долларов . Причем три тысячи долларов хранились в личном сейфе архиепископа Екатеринбургского и курганского Мелхиседека. Мелхиседека решением патриархии перевели в Брянскую епархию. Отец Иоанн, по нашим сведения, вначале скрывался от кредиторов, затем служил в Москве, далее опять скрывался. Сейчас по отдельным слухам его уже нет в живых.

С 1997 года собираются снова. На этот раз пожертвования должны переводиться на счет Фонда губернаторских инициатив. Россель и Воробьев заявили о том, что ежемесячно отчисляют от зарплаты по сто рублей. Но, несмотря на такую "открытость", нам так и не удалось узнать, сколько пожертвований скопилось на строительство храма. Этот вопрос представители епархии и властей считают не существенным. Между тем, на недавней пресс-конференции руководитель Центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадим Винер заявил, что и на счет Фонда губернаторских инициатив зарубежными представителями царской семьи перечислялись немалые средства. Судьба этих денег неизвестна.

Скандал третий: пожарный

Трижды поджигали деревянную часовню во имя преподобомученницы Великой Княгини Елизаветы Федоровны, установленной на месте расстрела царской семьи в 1990 году. Первый раз огонь прошелся в июле 1993 года, второй - в июле 1995 года, последний раз часовню поджигали в июле 1996 года.

Скандал третий: политический

Публичная перепалка из-за места захоронения царских останков так же поразила весь мир. За право владения святым местом запальчиво бились и Лужков, и Россель, и Собчак. Остановить региональных политиков смог только президент, установив своим указом место захоронения.

А собственно, царственные ли останки нашли под Екатеринбургом? Споры на эту тему продолжаются, причем именно церковь признать их таковыми отказывается. Потому до сих пор не осуществлена канонизация царской семьи. Напомним, что летом 1998 года несмотря на ожидания местных властей, ни президент России Ельцин, ни патриарх Всея Руси Алексий II, не приехали на церемонию перевоза останков царской семьи из Екатеринбурга в Санкт-Петербург. Только местные священники в Вознесенской церкви отслужили панихиду по невинно убиенным и гробы пронесли мимо места расстрела.

Инициативная групп во главе с бывшим депутатом Верховного Совета России Германом Карелиным настаивала на том, что на месте расстрела необходимо восстановить Ипатьевский дом - как место реальных событий, а не возводить храм во имя не канонизированных еще святых. Карелин даже создал альтернативный фонд по сбору средств "Возрождение" и пытался "отбить" у епархии землеотвод, но эта идея провалилась.

Предполагается, что вопрос канонизации будет в очередной раз вынесен на архиерейский собор, который состоится осенью этого года.

Скандал четвертый: Содомия

Скандал 1999 года с отставкой архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, обвиненного группой верующих в садомском грехе, тоже оказался связан с местом расстрела царской семьи. Именно у креста проходили громкие митинги, отсюда по городу шли крестным ходом протестующие прихожане, чтобы у здания епархии высказать свое неприятие епископу.

Скандал пятый: архитектура

Самый затяжной и самый последний. 21 сентября 1992 года жюри международного конкурса выбрало проект Храма на Крови во имя всех святых в земле российской просиявших , предложенный архитектором Константином Ефремовым. Проект был красив необычайно: к небу поднималось семь куполов, в честь каждого расстрелянного члена царской семьи. Но этот образ храма показался слишком праздничным и Ефремову было предложено доработать проект, сделав его более скромным. Архитектор предложил комиссии шесть вариантов, но в конечном итоге когда в 1997 году автор уже приступил к разработке рабочих чертежей.

Однако в 1997 году на горизонте появилась идея нового храма. "По свидетельству Ефремова, главный архитектор области Г. Мазаев предложил участвовать в проектировании храма на основе показанного ему Г. Мазаевым эскиза какого-то храма, выполненного его сыном!" - так написали в обращении к Чернецкому члены инициативной группы "наш город - наша совесть". В то время этот факт, почему-то не просочился в печать, а идея нового проекта храма начала набирать силу, да еще и курировалась губернатором. В сентябре 1998 года на Градостроительном совете Екатеринбурга проект Ефремова окончательно отвергают и дают добро проекту архитекторов Морозова-Мазаева. Тот самый, к строительству которого приступили на днях.

Пару недель назад.в начале апреля 2000 -го праволавно-проектанский скандал получил продолжение.По отвергнутому проекту Ефремова, главный алтарь должен располагаться над местом расстрела.В варианте Морозова. Алтарей проектом предусмотрено три . С права от главного будет алтарь, расположенный непосредственно над местом расстрела. Два других алтаря, по утверждениям краеведов, находятся над комнатами, где располагались царские охранники и убийцы. Именно этот парадокс особо смущает знающих людей. Но в епархии подобным соседством не обескуражены. Как сказал отец Владимир, охрана находилась по всему дому и "чистое" место найти тяжело, к тому же неизвестно, за чьи души необходимо молиться более усердно: души убиенных или их убийц.

Вызывает сомнения и скромность выбранного проекта. По утверждению проектировщиков стоимость только строительных работ достигает 7 миллионов долларов. Было даже предложено каждому жителю области скинуться по два доллара, чтоб обрести храм. Но как мы узнали, еще даже не подсчитана стоимость отделочных работ. Как известно, она в десятки, а то и сотни раз превышает расходы на строительство. А зная размах нашего губернатора, рассчитывать на беленые стены и хромированные купола не стоит. Будет и позолота и мрамор, а то и малахит с изумрудами. Как никак храм мирового значения, следовательно и размах мировой. Все возвращается на круги своя.

Светлана ДОБРЫНИНА ПОДРОБНОСТИ