16-17 июля 2003 г., 85 лет спустя, был освящен на месте убийства Царской Семьи Храм-Памятник-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших

Мысль о паломничестве в Екатеринбург но всей вероятности не одну меня уже многие годы тревожила. Собравшись, наконец, ее осуществить, я неожиданно узнала о том что, в этом году, в памятные скорбные дни, будет совершено освящение Храма-на-Крови, на месте уничтоженного Ипатьевского дома и что жители города ожидают приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и, даже, президента Путина, и что, "но этому, пройти куда-нибудь будет сложно". Это волнительное извещение меня не отстранило от мысли о путешествии - авось до 86 летней годовщины зверского преступления не доживу -. И как во всех моих предыдущих посещениях родины вне организованных групповых поездок, все препятствия исчезли. Ночлег мне любезно обеспечили родители Андрея Альфредовича Корлякова, одного из нынешних историков российской эмиграции, которые меня познакомили с Вадимом Александровичем Винером, президентом центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи Дома Романовых, и его помощником Анатолием Анатольевичем Ростовым, обязавшимися меня сопровождать в течении двух дней.

16-го июля, к 8-и утра, они меня отвезли, под звон колоколов, к Храму перед которым уже собралось немало народа.

В ожидании дня его освящения. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий изложил (увы, в печатаном воспроизведении его слов которое я получила, не сказано в каких обстоятельствах) свои соображения о смысле строительства Храма, первый камень которого был заложен 23-го ноября 1992 г. Вот что из его слов, мне кажется, следует специально отметить:

"Здесь была предпринята попытка окончательно завершить определенный многовековой этап в истории нашей Родины. Это была попытка прекратить самоидентификацию России как православного государства, управляемого Помазанником Божиим. Это была попытка пресечь духовную традицию, при которой и царь, и предержащие власти, и рядовые граждане призваны каждодневно сверять дела свои с заповедями Божьим, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси. Мы знаем, что убийство Царской семьи при попустительстве большинства россиян стало преступным нарушением народом клятвы верности дому Романовых, данной в 1613 г. после соборного всенародного решения на все времена... Последовавшая затем братоубийственная гражданская война и годы репрессий, коснувшихся практически каждой семьи, все дальнейшие и даже нынешние нестроения в Отечестве нашем, являются итогом нашего отступления от того пути, которым Россия не раз приходила к славе и могуществу. Потому важно, чтобы с этого места, где пролилась кровь святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята, была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение именно этих славных многоплодных традиций... Потому строительство Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, является образом нашего покаяния в ошибках наших предшественников. О чем говорил совсем недавно и Патриарх Алексий П."

Архиепископ, затем, наметил проект "создания духовно-просветительского культурного центра при Храме-Памятнике35, считая что "в известной мере, Российская Голгофа призвана сыграть ту роль, которую выполняла при созидании нашей государственности Троице-Сергиева Лавра, дабы поколение за поколением россияне могли здесь приобщаться к чистому источнику традиций Святого Православия, дающему человеку возможность доброго высоконравственного устроения и жизни личной, и общественной, и государственной. Освящение Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, должно стать не только всемирным церковно-православным событием, но и общероссийским государственным актом. Десять лет назад, в решении Священного Синода о строительстве Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, было сказано о том, что народ наш, проходящий путем покаяния, нуждается в зримом символе этого этапа исправления духовной жизни России. И предстоящий день 17 июля 2003 года, может и призван стать поистине днем покаяния и единения всех россиян. — слова которые отразились в выступлении губернатора Росселя, 16-го июля на Паперти Храма, "убежденного в том что он станет Храмом покаяния, смирения и согласия" (Областная Газета издаваемая с 8 марта 1990 г., № 153-154 от 17.VII) — . Это дает возможность от имени всей полноты Русской Православной Церкви принести всенародное покаяние в грехе цареубийства, братоубийства и ненависти к своим соотечественникам. Это дает возможность прекратить раздирающие нас разделения и противостояния, чреватые новыми опасностями для России. Это дает возможность заявить о нашем стремлении к единению со всеми россиянами, из-за трагедий ушедшего века покинувшими Отечество и ныне пребывающими в рассеянии во всех странах мира".

Увы, прочитав эти внушительные слова перед которыми не может не приклониться ни один истинный сын России, увидев номер от 16-го июля Екатеринбургского выпуска Комсомольской Правды с воспроизведением, на 1-ой странице фотографий Храма-Памятника и портрета Государя Императора, под заглавием, большими красными буквами, "Сегодня в Екатеринбурге открывается Храм-на-Крови", приходится, все-же, сразу огорчиться: "перед Храмом установлена скульптурная группа, созданная авторским коллективом, возглавляемым главным архитектором области Мазаевым В.Г., и скульпторами Грюнбергом К.В. и Мазаевым А. В., изображающая видимо последние часы, а может быть и минуты жизни Царской семьи." За этим вступлением письма обращенного к губернатору Екатеринбургской области, Э.Э. Росселю неким Ю.В. Савельевым "Председателем Правления33, увы не сказано ничего, читается:"Выражая мнение православной общественности и искусствоведов, хотелось бы отметить глубокое несоответствие, как замысла скульптурной композиции, так и места её установки в храмовой зоне той мировой трагедии, которая на этом месте произошла. Она невыразима ни в каком материале. Только молитва! Православный верующий, подходя к храму, уже находится в молитвенном состоянии. Скульптурная группа у входа в храм вызовет либо его смущение, либо нездоровый, недуховный интерес и, таким образом, не создаст необходимого благоговейного состояния перед церковной службой. Установление скульптур на территории храма само по себе не принято в православной традиции и сама скульптурная группа не создаёт цельного впечатления, она "разбросана" по вертикали и создаёт впечатление, что целью её создания было украшение винтовой лестницы. Крест "урезан3" и оторван зрительно от привычных пропорций православного креста. Все фигуры композиции установлены в два этажа. Государь стоит на нижнем этаже спиной к храму. Лицо его по выражению совершенно не соответствует трагическому моменту. Не соответствуют зрительно по пропорциям размеры фигуры сына на руках у Государя и фигуры Царя. Складывается впечатление, что на руках у Государя в лучшем случае семилетний мальчик, но никак не четырнадцатилетний. Две дочери Государя стоят рядом с ним, то-есть тоже спиной к кресту. Три женские фигуры расположены на втором этаже "памятника". Центральная фигура, надо полагать царица Александра Фёдоровна, вскинула руку ко лбу в то время как жест православного христианина, осеняющего себя крестным знамением, идет без такого высокого (выше груди) задирания локтя. Все женские лица, не считая женской фигуры, стоящей слева от Государя, неизвестно какого, только не славянского, происхождения. Православные кресты у всех женщин расположены поверх одежды. В дореволюционное время нательные кресты так носили девицы лёгкого поведения. Это прямое беспрецедентное оскорбление памяти Царственных мучеников".

Письмо заканчивается "просьбой, от лица Русской национально-культурной автономии Свердловской области, обязать исполнителей убрать ... памятник". Здание построено в русско- византийском стиле, который был характерен для имперских храмов во времена Николая 2го. Его общая площадь около трех тысяч квадратных метров, а высота 85 метров. Для строительства был создан специальный фонд в который перечислили 48 физических лиц и десятки предприятий и организаций. Многие заводы оказали благотворительную помощь строительными материалами, десятки организаций приняли участие в строительных и отделочных работах, так что стройка стала действительно всенародной. Благодаря неравнодушию жителей Екатеринбурга и области, тому, что все стройматериалы приобретались по себестоимости и никто из подрядчиков не стремился обогатиться на строительстве храма, и удалось, по словам министра, уложиться в сравнительно «скромную» сумму 328 миллионов рублей.

(Уральский рабочий — выходящий с 14 февраля 1907 года — № 128 от 17 июля 2003 г.). Несмотря на хвалебные описания Храма в местной прессе, Винер и Ростов уверяют, что населению он не нравится и винят губернатора в выборе архитектуры и пышности материалов.

Также приходится огорчиться их утверждением о том, что останки перевезённые в 1998 г. в Петропавловский Собор не истинные останки Царской семьи, поисками доказательств чего они занимаются.

И несмотря на все это, на то что у нас нет "приглашения] ... принять участие в соборной молитве на Богослужениях связанных с освящением новой всеправославной святыни..." (так гласят пригласительные билеты), я радуюсь, стоя снаружи среди толпы Россиян тому, что судьба мне предоставила счастье дожить до этого дня. Но вот подходит женщина обнаружившая во мне "иностранку" несмотря на мои старания наружно не отличаться от окружающих меня женщин и задает мне несколько вопросов тут-же переданных с моими ответами по каналу осведомляющему всю Российскую Федерацию о происходящем в Екатеринбурге торжестве.После чего, получив от нее голубой листок-приглашение, мне дана возможность войти в храм где, по окончании обряда освящения совершается Божественная Литургия, служение которой возглавляет митрополит Крутицкий и \ Коломенский Ювеналий с сослужением митрополита Воронежского и Борисоглебского, архиепископов Аргентинского и Южно-Американского, Уфимского и Стерлитамакского, епископов Курганского и Шардинского, Пермского и Соликамского и владыки Викентия (из газеты На Смену, "областной молодёжной газеты?"На смену", основанной1 18 июня 1920 года", № 78, от 17-го июля 2003 г.).

Кроме должностных лиц — среди них "первый заместитель Полномочного представителя Президента Р.Ф. в Уральском федеральном округе В. Туманов" — представителей предприятий "внесших весомый вклад в строительство Храма и "деятелей культуры35, "все «свои» земляки", "министры, депутаты Федерального Собрания России...", Областная Газета (издаваемая с 8 марта 1990 г., № 153-154, от 17 июля) "называет и дальних гостей ... Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову... Великую княгиню Марию Владимировну Романову... Галину Вишневскую и Мстислава Ростроповича. "Но вот", продолжает автор статьи озаглавленной "Да будет Храм в душах наших (на 1-ой и 5-ой стр. с 11-ю фотографиями) Римма Печуркина, подошедшая ко мне когда я "присела передохнуть у подножия колонны" на ступенях Храма, кроме этих узнаваемых россиян

... -- Можно узнать, кто вы?

— Я русская из Парижа, моя фамилия Лёвшина. Я из военной семьи... занимаюсь историческими изысканиями, но если посвящаю свою работу французской истории. Российской истории отдаю свое сердце.

Вот еще русская душа, прилетевшая на огонек нового Храма, без поводырей, из Парижа. Это еще одно доказательство не только уральского, не только российского, но и всемирного значения Храма на Крови.

Но увы, на этот "огонёк" видимо, кроме уже перечисленных личностей, "прилетела только я и мне это горестно отметить. Правда Екатеринбург не под боком; правда о торжественном событии освящения нового Храма на Крови не было никаких официальных сообщений; правда оно совпало с празднованием 300 летия основания Петербурга, которое не могло не привлечь многих; правда межцерковные нынешние вопросы могли повлиять на решение об участии в Богослужении возглавляемом Московской Патриархией. Все-же жаль, что зарубежные Россияне не утратившие привязанности к династии пресекшейся в Екатеринбурге не выразили своим присутствием преклонение перед тем, что освободившаяся от коммунистического гнета Россия построила храм на месте цареубийства. И что ей было дано услышать из уст Митрополита Ювеналий слова послания Патриарха Московского: "Ополчившись на Бога, презрев священную память предков, отдавших за нас свои жизни, уничтожив без зазрения совести труд лучших сынов и дочерей народа, мы покрыли российскую историю пятном страшного беззакония. Девятилетия забвения Правды Божьей породили в нашем народе духовную опустошенность, отягощенность людских сердец неправдами и грехами. Именно в этом видятся глубинные корни кризисных явлений сегодняшнего дня. Это пятно лежит на нашей совести, омрачает духовную жизнь общества. Смыть его можно только всеобщим покаянием и трудом пастырей и чад Церкви, государства и народа.

Потому важно, чтобы с этого места, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно сверять дела свои с заповедями Божьими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси." (из Областной Газеты)

После длиннейших речей произнесенных на паперти Храма, которые, несмотря на громкоговорители, мои уши мне не позволили оценить, мои спутники, быстро накормив меня в ресторане, повезли меня к двум достопримечательностям Екатеринбурга: в Новотихвинский монастырь, из которого монахини ежедневно доставляли свежую пищу Царской Семье, который полностью реставрирован и выполняет вновь свое предназначение. И на место где Государь, Государыня и Великая Княжна Мария Николаевна пересели из поезда привезшего их из Тобольска в экипаж предоставленный им дабы избежать трагического столкновения с распропагандированной разъяренной толпой на вокзале, куда они первоначально должны были прибыть. На этом месте, прямо на траве, лежит скромная каменная плита с надписью напоминавшей это событие, установленная Центром.

К 19 ч.. Ростов отвез Винера и меня на "гала концерт... приуроченный к освящению... Храма-Памятника на Крови в Екатеринбургском государственном Академическом Театре оперы и балета подготовленным при поддержке трубной металлургической компании" из "пригласительного билета . "Вдохновленная желанием отдать дань памяти всем безвинно убиенным и трагически погибшим, и при этом подарить нам надежду на дальнейшее возрождение новой России", программа состояла из сцен из Бориса Годунова и из Хованщины, где выражены и при этом подарить нам надежду на дальнейшее возрождение новой России35, программа состояла из сцен из Бориса Годунова и из Хованщины, где выражены идеи "тяжкого бремя государственной власти, огромной ответственности перед Богом и страной за свершенные деяния и темы любви и всепрощения, духовной стойкости и нравственного подвига" (из программы). Замечательное исполнение этих сцен оркестром и хором Екатеринбургского оперного театра и артистами Екатеринбургских театров пленили всех присутствующих.

17-го июля утром, А.А. Ростов отвез меня в монастырь имени Святых Царственных Страстотерпцев замечательно возведенный на скорбно известном месте названном Ганина Яма, куда В.А. Винер прибыл с 35-и километровым крестным ходом вышедшем из Храма на Крови после Всенощного Бдения и Божественной литургии начавшихся накануне в 23.30. В монастыре окруженном сосново-березовым лесом, построено 7 деревянных церквей в старорусском стиле, в одной из которых того же имени монастырь, можно приложиться к царскому кресту, который постоянно находился при Государе и был передан им на хранение одной из обслуживающих его Семью монахинь и чудотворно спасен. Отстояв литургию в одной из церквей, мы вернулись в Екатеринбург.

После обеда отправились к "Мемориалу", в 12 километрах от Екатеринбурга воздвигнутому в 1993 г. обществом Мемориал в котором одно из ведущих мест по данному вопросу занимал В.А.Винер. На нем изображены имена 11820 человек расстрелянных в Екатеринбурге в 1937 1988 годах, что было обнаружено в следующих обстоятельствах

«В 1989 году, рассказывает В.А.Винер, ко мне в музей Молодежи пришел Иван Иванович Дуля занимавшийся строительством базы Динамо. При строительстве базы он обнаружил, в нескольких местах, захоронения людей уложенных словно пирог. С 1 кубометра было извлечен 31 труп. Когда была проведена экспертиза обнаружены были документы Филиппа Загурского, уроженца Западной Украины. По документам он был расстрелян в январе 1938г. Так была узнана дата расстрелов. Проведя архивную установили, что всего захоронение на площади 92га».

Мемориал состоит из каменных плит покрытых именами расстрелянных, в центре которых возвышается большой общехристианский крест, покров людей разных вероисповеданий, памятник на котором изображены символы их религий и плита с надписью. « Вам безымянным погибшим в тюрьмах и в лагерях «ГУЛАГ» а от репрессированных города Екатеринбурга».

Честь и слава тем кто в возрождающейся России помогают ее гражданам введенным в заблуждение советским долблением мозгов понять весь ужас пережитый нашей несчастной Родиной в течение царствования над ней большевизма.

Ольга Левшина Журнал союз дворян № 88 2003 г.