Митрополит Викентий: Я не вижу оснований для изменения позиции Церкви по «екатеринбургским останкам»

09.08.2013 Анатолий Степанов о своей беседе с архиереями, имеющими опыт служения в местах, связанных с исповедническим подвигом и мученической кончиной Царской Семьи … 5 и 6 августа мне посчастливилось принять участие в Далматовских торжествах в Курганской и Шадринской епархии. Первую Божественную литургию после общецерковного прославления Далмата Исетского служили три архиерея, связанные своим служением с местами пребывания святых Царственных мучеников. Митрополит Викентий (Морарь) на протяжении 12 лет (с 1999 по 2011) окормлял места Царской Голгофы в Екатеринбургской епархии; архиепископ Димитрий (Капалин) до сих пор служит в Тобольске, месте первой царской ссылки; архиепископ Константин (Горянов) долгое время был первым викарием Санкт-Петербургской епархии, служил в Санкт-Петербурге в то время, когда здесь захоранивали найденные в окрестностях Екатеринбурга останки, которые современное следствие настойчиво называет «царскими мощами», несмотря на то, что позиция Церкви остается прежней.

Грех было не воспользоваться этим моментом и не задать владыкам, и, прежде всего, владыке Викентию вопрос об отношении к «екатеринбургским останкам». Как известно, в этом году исполнилось 95 лет со дня злодейского убиения святой Царской Семьи и их слуг в Екатеринбурге. К этому событию, как обычно, была приурочена конференция «Романовские чтения», которая традиционно организуется фондом «Обретение», руководителем которого является геолог Александр Авдонин, который вместе со сценаристом Гелием Рябовым по «записке Юровского» обнаружил могильник, где, как они утверждают, находились останки Царской Семьи и их слуг.

Активным участником конференции является единомышленник Авдонина и Рябова следователь Следовательского комитета Генеральной прокуратуры Владимир Соловьев, который, собственно и проводил расследование в связи с находкой неопознанных останков. Нам пришлось столкнуться с тем как конференция эта организуется (на нее приглашаются только «свои»), об этом писал историк Виктор Корн, попытавшийся принять участие в конференции и получивший в бесцеремонной, грубой форме отказ. Тем не менее и накануне и после конференции ее организаторы и участники активно навязывали обществу мнение: все ученые уже уверены, что в Поросенковом логу найдены «царские мощи», и только ретрограды из Московской Патриархии продолжают упорствовать. На эту тему было несколько публикаций в СМИ. К сожалению, и в церковной среде в последнее время участились разговоры о том, что генетические экспертизы, которые были проведены в рамках расследования Соловьева, все-таки доказывают подлинность останков. Такого мнения придерживаются в основном архиереи Зарубежной Церкви.

Как писал на РНЛ тот же самый В.Корн, епископ Штутгартский Агапит (Горачек) из РПЦЗ, не дожидаясь церковного решения, даже организует Крестные ходы с теми останками, которые были найдены в окрестностях Екатеринбурга. Как мне говорили, сторонником признания подлинности останков является и непосредственный начальник владыки Агапита, влиятельный архиерей Зарубежной Церкви архиепископ Берлинский Марк (Арндт).

Якобы и другие архиереи РПЦЗ готовы признать на основании проведенных генетических экспертиз «екатеринбургские останки» царскими мощами. Как это не парадоксально, но сегодня Русская Зарубежная Церковь может сыграть совершенно противоположную роль, чем ту, которую она сыграла в 1998 году, когда именно позиция РПЦЗ сыграла важную роль в выработке общецерковной позиции по отношению к «екатеринбургским останкам». Все эти разговоры и публикации смущают многих православных людей. Поэтому меня очень интересовала позиция тех из наших архиереев, кто имеет неоценимый молитвенный опыт, полученный в тех местах, которые связаны с заточением и мученической кончиной Царской Семьи.

И я очень обрадовался, когда получил приглашение архиепископа Константина принять участие в Далматовских торжествах и узнал, что сослужить владыке будут митрополит Викентий и архиепископ Димитрий. Оказалось, что побеседовать с владыками не так просто. Митрополит Викентий прибыл в Далматово поздним вечером, ни о каком разговоре не могло быть речи (а владыка Димитрий и вовсе смог приехать только к началу литургии). Архиерейская литургия, крестный ход, встреча с представителями светской власти, награждение и торжественная трапеза, - в итоге перспективы возможности беседы почти растаяли. Был последний шанс, которым я и воспользовался, - проводы архиереев.Уже на улице, когда мы ожидали подъезда автомобилей, я задал митрополиту Викентию волновавший меня вопрос: не изменилась ли его позиция по отношению к «екатеринбургским останкам»?

Владыка (постоянный член Священного Синода, напомню) высказался весьма определенно и твердо: он считает, что сегодня нет никаких оснований менять позицию Церкви по этому вопросу. Митрополит Викентий заявил, что он совершенно убежден, что останки Царской Семьи и слуг, как это доказал первый следователь злодеяния Николай Соколов, были расчленены и уничтожены при помощи огня и серной кислоты около шахты в местечке Ганина яма, где ныне находится монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев.

Владыка сообщил важную деталь, о которой я услышал впервые. Как известно, в монастыре на Ганиной яме 14 сентября 2010 года произошел страшный пожар, уничтоживший храм во имя Державной иконы Божией Матери. Этот храм примыкает к храму во имя Святых Царственных Страстотерпцев, алтарь которого сооружен на месте, где были уничтожены тела мучеников. Когда было расчищено место пожарища, под храмом обнаружился большой пласт известняка. По просьбе владыки был сделан анализ почвы, и эксперты сообщили ему, что в этом известняке содержатся частицы органического, животного происхождения. «О каком захоронении в Поросенковом логу можно после этого говорить!», - воскликнул митрополит Викентий.

Ганина яма - это, как образно сказал владыка Викентий, сплошной антиминс. Я спросил у митрополита Викентия о генетической экспертизе, которую проводили уральские генетики, пришедшие к иным выводам в отличие от тех, которые предлагают обществу в качестве единственно верных привлеченные официальным следствием генетики. РНЛ в свое время публиковала текст этого исследования. Владыка Викентий подтвердил, что такое исследование уральскими генетиками было проведено. Он познакомил с его результатами покойного Патриарха Алексия.

Суть дела сводится к тому, что местные уральские генетики пришли к однозначному выводу, что в могиле «под шпалами» в Поросенковом логу были захоронены тела жителей Уральского региона. Этот вывод ставит под сомнение позицию следствия В.Н.Соловьева, поэтому это исследование замалчивается, а разговоры идут только об экспертизах генетиков Пентагона и английских специальных служб.

В разговоре с владыкой Викентием принимал участие и архиепископ Димитрий, который солидаризировался с позицией митрополита Викентия и сообщил, что он абсолютно убежден в том, что под Екатеринбургом ныне найдены останки других людей, а не святых Царственных страстотерпцев и их слуг. При этом коротком разговоре присутствовал и владыка Константин, который придерживается точно такого же мнения. Таким образом, это свидетельство трех русских архиереев, имеющих бесценный молитвенный, духовный опыт служения в тех местах, с которыми связаны исповеднический подвиг и мученическая кончина Святой Царской Семьи, очень ценно. Это свидетельство, надеюсь, укрепит сомневающихся и будет способствовать тому, что, в конце концов, общество поставит «точку над I», что рассеются те смущения, которые пытаются посеять «певцы Поросенкова лога».

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»