Станут ли останки мощами?

Современные дискуссии о «екатеринбургских останках»

Анна Бойко-Великая 
Екатеринбургские останки 
0
23.02.2022 146
Фото: tvc.ru

В связи с событиями последнего времени, приходится часто слышать размышления самых разных людей о том, могут ли «екатеринбургские останки» и вправду оказаться подлинными, так ли важна эта их подлинность и что может произойти, если они не настоящие, а Церковь признает их настоящими... Может быть, это не важно и не страшно? Об этом размышляют и миряне, и уважаемые священники.

Среди обсуждающих есть люди достаточно молодые, которые в 1998 году были детьми или школьниками и знают о тогдашних событиях понаслышке. Они порой говорят, что где-то читали или слышали, что якобы патриарх Алексий считал, что останки настоящие, и только из политических соображений не явился на официальную церемонию захоронения в Петропавловском соборе.

Это неверно. Патриарх Алексий не считал «екатеринбургские останки» останками Царской Семьи. Возможно, в какие-то моменты он выслушивал аргументы их сторонников, он вообще внимательно выслушивал людей. Но он называл Ганину Яму – антиминсом, говорил, что мощи там везде рассеяны, и благословил там монастырь строить, и план его утверждал. Там, а не в Поросёнковом Логу.

Священнослужители, историки говорят и о том, что мы можем абсолютно точно и достоверно проследить происхождение не всех частиц мощей, находящихся сейчас в храмах России, тем более, всего мира. Особенно если речь идёт о старинных мощевиках, которым самим несколько сотен лет. До нас из глубины веков доходят предания, но это не то же самое, что юридически выверенные документы. Говорят, есть случаи, когда одна и та же часть, одна и та же косточка находится в двух различных удалённых храмах, в разных странах, и это не смущает верующих.

Или, например, мощи повсеместно почитаемого и любимого православными святителя Николая не привозились в Россию непосредственно из Италии в течение многих столетий, а отделены от его мощей, некогда привезённых монахами с Афона. Подразумевается, что не могла ведь эта привезённая частица умножиться до того, чтобы оказаться в каждом городе, в каждом соборе (или могла, подобно тому, как умножились пять хлебов?), но молящимся это не важно. Мы можем молиться перед этими мощами, как мы молимся пред списками с древних чудотворных икон – по вере нашей к святым получая от Бога просимое.

Несмотря на справедливость этих утверждений, применить их к ситуации с «екатеринбургскими останками» нельзя. Если речь идёт о частице древних мощей, находящейся, например, в старинной иконе – мы не всегда можем проследить ее происхождение и просто верим, что это мощи того святого, к которому мы обращаемся молитвенно. Нам не важна точная последовательность передачи, не важно, кто именно отделял частицу, кому и когда благоговейно передавал, какими путями она пришла именно сюда. Хотя иногда весь этот путь или его часть известны, но здесь сердечная вера – главное. И именно по этой сердечной вере даётся нам...

Если же мы принимаем некие останки из рук людей неверующих, неблагоговейно к ним относящихся, страха Божия не имеющих (даже в фильме «Дело Романовых...» показано чуть ли не пренебрежительное отношение участников следствия к екатеринбургским останкам), если мы знаем, что свои выводы они основывают, прежде всего, на утверждениях убийц, слова которых точно так же не заслуживают никакого доверия – мы не можем «на веру» принять исходящее из этих рук. Ни Борис Немцов, ни Гелий Рябов не были похожи на благочестивых богобоязненных людей, которым можно доверять.

В 1988 году в Оптиной пустыни, которая тогда еще лежала в руинах, были обретены мощи старца Иосифа, которые из-за ошибки в рядах захоронений были приняты за мощи старца Амвросия. Эта ошибка обнаружилась десятью годами позже, в 1998 году, во время больших раскопок монастырских захоронений, когда были обретены мощи всех оптинских старцев, в том числе и настоящие мощи преподобного Амвросия, которые были сразу же опознаны. Без «экспертиз». Как вспоминают участники этих событий, «душевное состояние братии говорило само за себя (...), благоговение и взаимопомощь, проявление братской любви говорили о том, что происходит необыкновенное событие. Любовь старцев была преизобильно разлита на всех. Самые суровые были смягчены благодатью». Вспомнились попутно и некоторые исторические факты, еще при жизни преп. Иосифа прикровенно на эту будущую ошибку указывавшие... Ошибка эта не была, казалось бы, такой уж значимой: ведь старец Иосиф – преподобный, святой. Ошибка была невольной – но сразу же была исправлена.

Называть же мощами конкретных святых останки, относительно которых есть весьма обоснованные сомнения (больше, чем сомнения) – это не ошибка, это сознательный, лукавый подлог. Это как раз то, в чём «попов» обвиняли большевики: мы же помним в Исаакиевском музее «модель мироточащей иконы» и кости животных, которые якобы попы обманно выдают за чудотворные мощи!

Наше почитание святых не зависит от того, сохранились ли их мощи, дошли ли они до нас. Мощи многих святых находятся под спудом, про место пребывания мощей иных святых неизвестно: они были украдены, уничтожены, но это не мешает почитанию угодников Божиих. Мы можем только горько сожалеть, что лишены возможности поклониться их мощам.

Если же мы слышим: неважно, чьи это кости (пусть они будут символом мощей, символом святыни) – тут уже недалеко и до символического отношения к святыне, до символического отношения к литургии. Если в антиминсы вкладывают «символические мощи», заведомо «символические», то страшно и продолжать. Вспоминается грозное: «Знаю твои дела, ты ни холоден ни горяч»!

Иногда в ответ на сомнения, возражения приходится слышать: «Сколько можно это обсуждать! Вместо почитания святых мы обсуждаем останки». Трудно согласиться. Почитание святой Царской Семьи началось в Православной Церкви еще в 1930-е годы (вначале в Сербии и среди русских в рассеянии), это почитание привело к прославлению Царской Семьи в Русской Зарубежной Церкви, а начиная с 1980-х годов оно распространилось по всей России и было ознаменовано чудесами, свидетельства о которых поступали в великом множестве, когда готовилось прославление Царской Семьи уже и Московской Патриархией. Сейчас в большинстве храмов православных (не только в России) есть иконы Царственных страстотерпцев. В Сербии, Черногории, Болгарии, Греции почитают Царскую Семью и их верных слуг. Со всей России и сопредельных стран ежегодно приезжают в Екатеринбург на крестный ход 16/17 июля и проходят скорбным Царским путем сотни тысяч людей. И практически каждому крестоходцу, прошедшему этим путем, незабываема неотмирная любовь и благодать, ощущаемая как несомненная реальность и в храме на Крови, и в монастыре Ганина Яма. Отсутствие мощей этому никак не может помешать!

Не все пострадавшие от зверств большевиков – святые. Хотя среди них святые есть – знаемые и незнаемые, прославленные и непрославленные, мы не можем всех их назвать. Имена всех святых лишь Господь знает. Даже если неизвестная погибшая семья и другие люди, чьи кости в 1979 и 1991 годах раскопали Рябов и Авдонин, жили праведно, погибли безвинно и честна пред Господом была их смерть – никакого права «назначать» их останки Царскими, говорить «да это не так важно», мы не имеем. Это значит перечернуть жизни этих людей, кем бы они ни были – вычеркнуть их из Книги жизни, словно их и не было. Более того: это значит и перечеркнуть жизни всех уже прославленных Церковью святых членов Царской Семьи и их верных слуг, которых мы якобы стремимся тем самым почтить: ведь если всё «неважно», то и подвиг их «неважен», и жертва «неважна».

Нет. Важно всё. Господу важен и каждый из нас, каждое наше слово и каждое движение души Ему открыто и важно. Господь «и дела приемлет, и намерение целует». Добрые дела, добрые намерения. По Своему бесконечному милосердию Бог может простить нам очень многое. Но простит ли измену, трусость и обман?..

Бойко-Великая Анна Владимировна, православная публицистка