“Всё было подвластно ему”. (К вопросу об авторстве Петра I генерального плана Санкт-Петербурга)

Исполнитель: ученица 11 в класса Калугина Надежда Юрьевна

 

 

1.0собенности проектирования и застройки Петербурга.

Новое время - период, круто изменивший процесс развития русского искусства, включивший его в широкое русло общеевропейского художественного развития. Он породил смелые дерзания и завоевания неизвестных ранее сфер творчества, смешение передовых устремлений и стародавних навыков. Новаторские течения и осваиваемые западные формы обретали особый характер под воздействием национальных традиций, проявлявшихся по-разному в различных областях русской культуры на протяжении всего столетия.

Олицетворением необратимости перемен стало создание новой столицы - Петербурга, воздвигавшегося на пустынных берегах отвоеванного у шведов устья Невы. Начинается лихорадочная, широко развернувшаяся деятельность по освоению территорий, кажущаяся почти стихийной, а в действительности жестко направляемая несгибаемой волей Петра. Свойственное Петру пространственное мышление позволило ему наметить основные точки парадного центра Петербурга и важнейшие магистрали. В результате была создана планировка , оставлявшая свободу для дальнейшего развития города. Интерес к изучению нового образца отечественного градостроения стабилен и имеет множество аспектов. Один из них — генеральный план города. До сих пор нет единого мнения среди искусствоведов: стихийно или по плану создавался город в первое десятилетие его существования. Не до конца ясно, кто был автором столь своеобразной, столь интересной архитектурно-планировочной композиции.

Цель, которую я поставила в работе над рефератом - как можно полнее осветить “белые пятна” в строительной хронике Петербурга. Предмет моего исследования - библиография, посвященная данному вопросу и попытка понять: кто же все-таки был автором генерального плана Петербурга. Специальных работ, посвященных этой проблеме нет. В обширной литературе по истории Петербурга, русской архитектуры и градостроительства в различной интерпретации называются имена Ж.Б. Леблона, Д.Трезини, Г. Матторнови и Н. Гербеля, как авторов различных проектов всего города, либо отдельных его частей. Объясняется это рядом причин. Одна из них обилие недатированных и неподписанных исполнителями планов и проектов. В силу высокого темпа строительства города многие из них были выполнены за короткий срок - менее, чем за десять лет, между 1715-1723г.г.- поэтому порой они мало чем отличаются друг от друга, что затрудняет установление времени их составления. К тому же в это время в Петербурге работало значительное количество архитекторов, которые могли быть причастны к их исполнению. Графическая же манера даже крупных зодчих того времени чаще всего мало изучена.

Крупнейший русский исследователь градостроительства А.В. Бунин отмечает, что “почти во всех специальных трудах, посвященных изучению старого Петербурга первое десятилетие с момента основания города

4

считалось временем строительного беспорядка”1. Сам А.В. Бунин был одним из первых авторов, который указывал, что, несмотря на отсутствие заранее составленного плана города, строительство его с самого начала велось организованно, продуманно и с большим размахом.

Однако, что в аспекте данной работы особенно важно, есть ряд исследований, где достаточно аргументировано указывается не только на огромную роль Петра в строительстве города на Неве, но и на непосредственное его участие в формировании застройки. Так, П. Володин, на основании “высочайших указов”, опубликованных в Полном собрании законов, высказывает мысль о “формировании градостроительной основы столицы при решающем воздействии русской государственной власти”2.

“Факты истории, - пишет Володин, - говорят о том, что Петром (...) была определена территория и архитектурные габариты важнейших сооружений города: Петропавловской крепости и кронверка, (см. тезаурус) Адмиралтейства, построек, заложенных на Васильевском берегу Невы”, т.е. базиса строительной системы города. Хотя автор статьи приводит примеры , подтверждающие личное участие Петра (он “лично размеривал улицы на Петербургской стороне”), тем не менее Володин не считает его автором генерального плана и даже всячески старается подчеркнуть , что не меньшую роль играли Меншиков в застройке Васильевского острова, Апраксин-адмиралтейского, а Брюс - Литейной части3.

И.Э. Грабарь в главе “Основание и застройка Петербурга” коллективного труда “Русская архитектура первой половины XVIII в.” приводит новые доказательства в пользу непосредственного участия Петра I в строительстве столицы и определяет основные идеи, которыми он при этом руководствовался4. Более того, ученый считал, что “ к концу жизни Петра город значительно приблизился к идеалу, предначертанному царем.”5 . Если в отношении роли Петра в формировании генерального плана автор главы ограничивается лаконичными замечаниями, то об его непосредственном участии в создании ряда построек приводятся неопровержимые доказательства. Заметим, что среди названных зданий есть и имеющие первостепенное значение в организации застройки центра города! Это “Адмиралтейство6, колокольня Петропавловского собора7 и здание

__ о

Двенадцати коллегий . Нельзя не отметить, что Грабарь все выше приведенное относил к событиям после победы под Полтавой и считал, что

1 А.В. Бунин. История градостроительного искусства, М., 1979, с. 410.

2 П. Володин. О русском градостроительстве в эпоху П.1. М., 1952, с. 114-126.

3 Там же.

4 Грабарь И. Русская архитектура первой половины XVIII в., с. 95.

5 Там же, с. 106.

6 Там же, с. 112.

7 Там же, с. 116. И.Э. Грабар пишет : “На прямое участие самого царя в создании колокольни указывает Трезини в письме к нему по поводу ее строительства, говоря: “ Я со всяким радением рад трудиться против чертежа Вашего”.

8 Там же, с. 116.

“до 1710 г. ни сам Петр, ни Меньшиков не принимали близкого участия в строительстве Петербурга”1.

Таким образом, хотя в исследовании крупного знатока петровской архитектуры автор генерального плана не назван, но зато впервые поставлен вопрос о необходимости изучения архитектурной графики Петра, и тем самым показано, что тема “Петр I- архитектор” вполне реальна. В сокращенном виде эти сведения были приведены в V томе_“Истории русского искусства”2.

В том же коллективном труде другой автор, С.С. Бронштейн .высказывал предположение, что “автором градостроительных предложений, положенных в основу этих (1715-1717 гг.) проектов, видимо, был сам Петр!” и что эти предположения “нашли различные отражения у зодчих, проектировавших план новой столицы.” . Однако уже через пять лет он отказался от этой версии и называл только имя Д.Трезини3. Много новых ценных сведений приведено в работе С.П. Луппова “История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в.”4 написанной на основе изучения разнообразных источников. Однако вопрос об авторе планировки Петербурга оставался в ней открытым, хотя исследователь ближе всех подошел к этому. На большом фактическом материале Луппов убедительно показал главенствующую роль Петра в возведении столицы с момента закладки и до смерти ее основателя, а не с 1710 г., как считал И.Э.Грабарь. На вопрос : “Был ли у Петра какой-либо определенный план строительства города?”- он дал положительный ответ. Кроме ссылки на Грабаря, им выдвигаются новые доводы, в которых изложены основные положения петровского замысла .Луппов приводит разнообразные формы участия Петра в строительстве города , в определении направления и ширины улиц, место положений мостов, направлений каналов, характера застройки той или иной части”6. Не считая себя достаточно компетентным в области архитектуры , он ограничивается утверждением о решающей роли Петра I “в организации строительства, чем объяснялось единство и успех всего дела”7.Вместе с тем , Луппов явно не разделял точку зрения Грабаря о профессиональных знаниях Петра в области зодчества, что видно из следующей фразы: “В вопросах архитектуры , где Петр не мог считать себя специалистом...”8. Из этого следовал логический вывод , что проектные работы должны были вестись архитекторами. Поэтому проект застройки Петербурга 1716 г. Луппков считал составленным”, по-видимому

^ам же, с. 95.

2 Там же , с. 65-84.

3 История русского искусства, т.З, с. 134.

4 Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в. М.; Л., 1957.

5 Там же, с. 23-24.

6 Там же, с. 26, 48, 50-51.

7 Там же, с. 68.

8 ^ Там же.

архитектором Д.Трезини\ а Леблон выполнил свой проект планировки Васильевского острова”.2 В отношении Маттарнови и Гербеля, которые по мнению Луппова, были авторами планировки Адмиралтейского острова 3 , впервые сделано ценное замечание, что их работа не выходила за пределы этого острова. В фундаментальном труде А.В. Бунина по истории градостроительства фигурируют имена Леблона4 и Гербеля5 как авторов проектов Петербурга. Значительное место отводится и Петру урядом с именем которого неизменно помещается “Комиссия строений”6 . Однако Бунин , так же, как и предыдущие исследователи не считает Петра автором генерального плана Петербурга и указывает то на большую роль Меншикова в отклонении проекта Леблона^то, что руководимая Синявиным комиссия энергично принялась за планировку и благоустройство Петербурга и к 1722 г. разработала новый проект столицы.”8.

Из всего вышеизложенного видно : во- первых ,насколько противоречивы мнения об авторе генерального плана петровского Петербурга; во-вторых , как важен этот вопрос, ибо его не могут обойти в своих исследованиях ни архитекторы , ни историки, ни искусствоведы.

1 Там же, с. 36.

2 Там же.

3 Там же ,с. 51.

4 Бунин А.В. Указ. Соч., с. 368.

5 Там же, с.382.

6 Там же, с. 370.

7 Там же, с 416.

8 Там же, с 417.

 

 

 

 

 

 

2.1.Авторство Петра. Версии. Гипотезы.

Общеизвестно , что 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в дельте Невы была заложена и к октябрю выстроена крепость “Санкт-Питер-Бурх”, явившаяся родоначальницей города^ и что в октябре следующего, 1704 г. началось возведение Адмиралтейской верфи законченное в 1705 г. Исследователи давно пришли к единой точке зрения, что именно эти два сооружения явились теми постройками, которые с самого начала определили центральное ядро города и застройку прилегающих территорий Городового и Адмиралтейского островов. Поэтому выяснения вопросов , связанных с выборам для них участков и с установлением имен их авторов, имеет первостепенное значение в плане рассматриваемой темы. В литературе обычно сообщаются только факты сооружения этих построек , а вопрос об авторах обходится молчанием1.Особенно сложен он по отношению к земляной фортеции. Тем не менее попытаемся его выяснить, обратившись еще раз к общеизвестным фактам и событиям, но рассмотрим их в плане интересующей нас темы.

Новая военная компания, против Швеции, начатая Петром в 1702 г., увенчалась осенью того же года крупной победой. В результате “ жесткого” штурма 11 октября русские овладели крепостью Орешек-Нотебург. Чрезвычайно важное в стратегическом отношении положение московской твердыни., находившейся у истока Невы, требовало немедленного восстановления ее боевой мощи и превращения в надежный опорный пункт для дальнейшего продвижения русских по Неве. Тогда же для ее усиления были созданы дополнительные укрепления - больверки, автором которых был Петр I2.

1 мая 1703 г. сдалась крепость Ниенитанц, возведенная шведами в устье реки Охты. И, как свидетельствует “Журнал “ Петра, “по взятии Канец отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить, или иное место искать (понеже оный мал, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать нового места”. Таким образом, русские решили строить новое фортификационное сооружение ближе к морю, в более выгодном в стратегическом отношении месте.

Еще до падения Ниеншанца , во время его осады 28 и 29 апреля Петр с семью ротами Преображенского и Семеновского полков на лодках отправился вниз по Неве “для осмотра невского устья и для занятия оного от

1 Очерки истории Ленинграда .М.; Л., 1955, т. 1, с.32, 115-116; Бутми В.А. Начало строительства Петропавловской крепости .- Научные сообщения ГИОП Ленинграда. Л., 1959, С. 5-6. 2 Иогансен М.В., Кирпичников А.Н. Указ соч., с. 30-31.

 

 

приходу неприятельского с моря” . Скорее всего уже тогда промерили основные протоки дельты и определили трассу главного фарватера, (см. тезаурус) который проходил по Большой Неве и резко поворачивал у восточного мыса Васильевского острова к левому берегу. Так как Россия еще не имела на Неве военного флота , то в случае появления вражеских кораблей оборона дельты могла обеспечиваться только средствами артиллерии. Поэтому ее орудия должны были постоянно держать фарватер. Этими соображениями и руководствовались при выборе места для крепости. Наиболее удобным для нее оказался остров, едва подымающийся из воды, у правого берега. Он находился там, где широкая река разделялась на два главных рукава: Большую и Малую Неву. От Березового острова (вскоре получившего название Городского) его отделяла узкая протока, которую нетрудно было превратить в оборонительный водный барьер. С его хорошо просматривались просторы Невы и ее низкие берега, что делало невозможным внезапное появление возле острова противника.

Таким образом его небольшие размеры и низкий рельеф с лихвой окупались выгодным местоположением. Возведение же на нем крепости. Требовало его расширения и поднятия грунта, что было связано с проведением колоссального объема трудоемких земляных работ.

Следовательно, принять решение о строительстве крепости на Заячьем острове мог либо коллегиальный орган (но никакого “совета” по этому поводу не собирали), либо лицо, которое обладало высокими профессиональными знаниями флотоводца, артиллериста, военного инженера и неограниченный властью, способный в короткий срок сосредоточить десятки тысяч людей на пустынных болотистых берегах и заставить их в невероятно трудных условиях работать от зари до зари. Единственный человек, обладающий всеми этими данными, был Петр 1-корабельный мастер, капитан-бомбардир, фортификатор, деспотичный монарх громадной страны. Построенная в невиданно короткие сроки (за пять месяцев), земляная крепость была нового для Руси типа. Регулярная фортеция (см. тезаурус) с развитой бастионной системой свидетельствовала о том, то ее автор знал новейшие достижения Европы в этой области. Внешняя линия ее обороны состояла из шести сильно выступающих бастионов, (см. тезаурус ) соединенных куртинами, (см. тезаурус) Западные и восточные ворота надежно прикрывались равелинами. Новая твердыня имела не только более совершенные боевые качества, отвечавшие возросшей силе артиллерии, но и отличалась плановым и объемно-пространственным решением. Если сложная конфигурация стен русских кремлей зависела от рельефа местности, а силуэт создавался живописным сочетанием свободно расставленных высотных построек ( башен с шатрами или зубчатыми завершениями, расставленными

1. Журнал или Поденная записка блаженные и вечно достойные памяти государства императора Петра Великого с 1698 года даже до заключения Нейштадтского мира. СПб., 1772, ч.1, с 62-63.

9

на линии внешних укреплений, колоколен и златоглавых церквей, возведенных внутри крепостного дворца), то облик земляной фортеции базировался на других принципах. Объемная композиция складывалась из ровной горизонтальной линии оборонительных укреплений, которой противопоставлялась одна высотная доминанта - деревянная церковь1, построенная в центре крепостного двора одновременно с крепостью. В основе плана фортеции лежал точный математический расчет. Вместе с тем ее план не был симметричным и имел форму неправильного шестиугольника, что диктовалось конфигурацией острова. Возводилась она искони русским способом с применением ряжей для устройства фундамента под земляную подсыпку, там, где больверки приходилось выводить из воды. Для предохранения стен от размыва перед ними устраивались , как и в старину на Руси, обрубы. Нельзя не отметить и сходства, существовавшего между новой крепостью и бастионами Шлиссельбурга. Общее было в применении одних и тех же технических приемов, в организации ведения работ, но главное состояло в том, что в обоих случаях сооруженные укрепления закрывали всю территорию острова (а при постройке крепости на Заячьем острове и близлежащей отмели), не оставляя не укрытой даже узкой полоски земли, которой бы мог воспользоваться противник.

Совершенно очевидно , что строительство “под носом “ у врага крепости и особенно ее боевые качества должны были содержаться в глубочайшей тайне, а следовательно, ее проектирование и строительство могли осуществлять только самые надежные люди. Известно, что иностранцам Петр I после Азова не очень-то доверял. Поэтому сам ,обладая необходимыми знаниями, проектировал такие ответственные сооружения, как Таганрогская гавань, упоминавшиеся выше бастионы Шлиссельбурга, артиллерийский форт Кроншлот, а также бастионные системы у отвоеванных крепостей Яма, Выборга и других2. Документы сохранили нам неопровержимые свидетельства личного участия Петра в закладке и отсутствие сооружении ряда крепостей и отдельных построек, поэтому его отсутствие при закладке столь важного оборонительного объекта, как крепость Петербург, вызывало недоумение историков. Это могло означать либо непричастность его к этому делу, что опровергается всем вышеизложенным, либо то, что существовал кто-то или что-то, вполне заменяющее Петра и делающее его присутствие необязательным. Ответ на этот вопрос содержится в “Описании карт, планов, чертежей, рисунков и гравюр собрания Петра I “, где под № 35 помещены данные о нескольких чертежах Петербургской крепости. О первом из них сказано: “№ 1. План и профиль Петербургской крепости. Проект 1703 г. Обозначений нет. Контурный чертеж чернилами, возможно исполненный

1 Источники о строительстве церкви весьма ограниченны и не содержат сведений об ее авторе.

2 Ласковский Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России . СПб., 1861, ч. II, с. 433,501 и др.

10

Петром I” Чертеже, значащемся под № 2 .цифровые обозначения во всяком случае сделаны Петром 2.

Не вдаваясь в анализ графических документов крепости (а их сохранилось около десятка) и не ставя задачи их атрибуции и датировки (что должно быть предметом специального исследования)^ отметим, что сотрудница рукописного отдела БАНСССР М.Н. Мурзанова, через руки которой прошли многие графические автографы Петра, несомненно имела веские аргументы для того, чтобы высказать предположение о принадлежности именно этого листа к числу “собственноручных” чертежей Петра 1.Для данного реферата не так уж существенно, какой же именно чертеж или скорее чертежи выполнены были им. Важен сам факт, что Петр I их составлял. Тогда его отсутствие при закладке находит простое объяснение. Вместо себя он оставил свой чертеж и верных сподвижников (М.М Зотова, А.Д. Менщикова, Г.И. Головина, Ю.Ю. Трубецкого, К.А. Нарышкина), которые уже руководили подобными работами в других местах. Поэтому он мог спокойно отлучаться ( на десять дней для не менее важного дела -налаживания строительства военных кораблей на р. Сязь, в чем он был едва ли не лучшим тогда специалистом в России.)

Есть еще одно веское доказательство в пользу авторства Петра I чертежей крепости. Каменная крепость, которую начали возводить вместо земляной в 1706г.,повторяла конфигурацию плана своей предшественницы с небольшими отклонениями, которые позволяли сделать ее план более симметричным3. Авторство же Петра I как в отношении каменной фортеции, так и защищавшего доступы к ней каменного кронверка не могут вызывать сомнений, т.к. сведения об этом содержаться в письмах Р.В. Брюса, в ведении которого находилась крепость, и осуществлявшего техническое руководство ее строительством Д. Трезини. Наиболее раннее письмо Брюса датировано 14 марта 1709 г. В нем читаем: “ Ваше величество изволил...ко мне писать ,дабы контршарпы кругом кронверка по старому чертежу не делать, а строить бы по новому .каков ко мне будет прислан, о котором новом чертеже всенижайше прошу Вашего величества , дабы заранее к нам был прислан” . Исполнительный комендант крепости Брюс, видимо , тщательно готовился к началу строительного сезона, который обычно в Петербурге начинался с 15 апреля. Из следующего его письма от 24 апреля того же года узнаем, что “Вашего величества посланный к нам чертеж мы получили и выразумели , как по оному строить около кронверка контршарпы”5. Напомним, что в марте-апреле 1709 г. Петр находился на юге (Воронеже, Азове, Таврове и др. местах). Из этого же письма видно, что несмотря на то что строительство уже шло третий год, Петр продолжал творчески подходить к возведению крепости

1 Мурзанова М..М., Покровская В.Ф., Боброва Е.И. Указ . соч., с. 5.

2 Там же , чертеж из “F”- 226, т.З, Л. 13.

3 Бутли В.А. Указ . соч., с.5.

4 ЦГДА, ф 9, отд. П.кг. 9,Л. 100. Опубликовано: Письма и бумаги Петра Великого. СПб., 1890, т. 8, вып. П. с. 1014. 5 Там же, Л. 102.

11

и постоянно вносил изменения: “А в другом чертеже Вашего высочества написано, чтоб у оного болверка (речь идет о бастионе Трубецкого) на фасе казематов не делать для того , что впредь около того болверка будет кронверк”1.

Письмо Трезини от 14 июля того же года с определенной ясностью позволяет представить роль Петра I в строительстве каменной крепости и круг обязанностей возложенных по ее возведению на “полковника от фортификации и архитекта Доменико Трезини. После слов поздравлений с Полтавской победой_ последний пишет: “... а я со всяким радением рад трудитца против чертежа вашего ”2, что звучит как заверение в точном исполнении предписанного. В конце письма, где речь шла о больверке Трубецкого , еще раз упоминается о чертеже Петра: “... одна фаза ныне зделана по вашему чертежу без казематов, а другая фаза к реке зделана с казармою”3. Невозможно представить, чтобы Петр I в своем проекте каменной крепости почти копировал чужой замысел, да еще выполнял при этом сам чертежи. Предназначение же Петра автором земляной фортеции снимает сразу многие недоуменные вопросы и объясняет отсутствие каких бы то ни было сведений в документах о поручении кому-то ее проектирования, о рассмотрении, обсуждении и утверждении чертежей, на что обратил внимание еще А.В. Предтеченский . Действительно в “журнале Петра содержится лишь лаконическая запись : “... И по нескольки днях найдено к тому удобное место остров, который называется Люст- Еланд.... где в 16 день мая... крепость заложена и именована Санкт-Петербург”4. Никаких других сведений по ней нет по существу, нет.

Нельзя, кроме того, забывать и о том, что земляная крепость, а потом и каменная были важным звеном целой системы укреплений, которую создавал Петр I , сам проектировавший и ее отдельные , наиболее важные для защиты невских берегов объекты. С Востока вход ее охранял усиленный им Шлиссельбург, путь с запада контролировал возведенный по его чертежу и модели Кроншлот. Главный же фарватер в дельте был под прикрытием артиллерии Петербургской крепости и бастионов Адмиралтейской верфи -крепости. Что касается последней, то здесь авторство Петра доказательств не требует , ибо достаточно широко известен его собственноручный чертеж5 . План “ Адмиралтейского верфа” был снабжен подробными пояснениями, как осуществлять строительство, какие постройки возводить в каком материале. Вероятно, Петр хорошо представлял возможности в этом отношении Меншикова, которому адресовал чертеж6. Сам же он вполне разбирался в

1 Там же, Л. 103.

2 Там же, кн .10, Л. 148. О публиковано: Старые годы, 1911, апрель, с. 21-22.

3 Там же, Л. 149.

4 Очерки истории Ленинграда, т. 1., с. 31.

5 Письма и бумаги Петра Великого . СПб., т. З.,.,с. 434.

6 Русская архитектура первой половины XVIII в.,с. 112.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

специфике строительства Адмиралтейства, т.к. за время своей поездки в Европу в 1697-1698 гг. наряду со знаниями и практическими навыками в кораблестроении ознакомился и с устройством верфей.

О выборе для нее участка , сделана следующая запись в “журнале” Петра за 1704 г.:” Октябрь в 5 день при прибытии своем в Петербург, осмотря место на берегу реки Невы для строения кораблей Адмиралтейскую верфь и указал оную фортецию укрепить”1. Если место для Петербургской крепости определялась только соображениями стратегического порядка и выгодности ее положения для организации города, вероятно, была счастливым , но случайным совпадением, которое в дальнейшем удачно использовали, то расположение Адмиралтейства в центре дуг, образованных естественными протоками (Мьей, Кривушей, Безымянным ериком), едва ли вызывалось только нуждами кораблестроения. Ведь верфь могла быть возведена чуть выше и чуть ниже по течению Невы. Скорее всего , здесь уже учитывалось соотношение ее башни со шпилем над главными воротами и высотой доминанты крепости- деревянной церкви, выстроенной в 1703 г. Кроме того , такое местоположение постройки огромной протяженности (около 250 м.), имеющий план в форме “гигантской растянутой буквы “П”, открытой к реке делало ее неизбежно центральным зданием острова, застройка которого формировалась одновременно со строительством верфи. Несомненно, основатель города умышленно отводил такую роль Адмиралтейству, т.к. оно должно было символизировать вывод России к морю и создание впервые в ее истории мощного военного флота.

Таким образом, для обоих объектов, по сей день играющих важнейшую роль в организации городского центра, Петр, не только выбрал участки, но и решил их объемно- пространственные композиции. Колоссальной протяженности фасады стены крепости и построек верфи, сильно вытянутые по горизонтали с находящимся в центре их вертикалями (шпилеобразными завершениями деревянной церкви и надвратной башни Адмиралтейства), определили силуэт города, а огромные размеры, вызванные назначением построек, - масштабность застройки.

В первый год освоения невской дельты определилось назначение еще двух участков, расположенных на берегах Невы почти на равном удалении от центра оси, которую можно мысленно провести от церкви крепости к башне Адмиралтейства. Один из них находился у истока Безымянного ерика (ныне р. Фонтанка), другой- в восточной части Васильевского острова.. Если относительно последнего можно высказывать только предположение, что Петр I отдал (или разрешил взять его своему любимцу -А.Д. Меншикову, то другой он облюбовал для себя раньше, скорее всего при осмотре дельты, в конце апреля 1703 г. Обработанная узкая полоса земли мызы шведского барона Кона была удобным местом для устройства со временем царского “огорода” . Можно думать , что местоположение существовавшей на ней небольшой каменной постройки повлияло на выбор участка для первого

Журнал, или Поденная записка..., с. 97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

жилища Петра, построенного 24-26 мая 1703 г. напротив нее на правом берегу. Это позволяло иметь наикратчайшее расстояние между ними. Как известно, работами в летнем саду руководил сам Петр I \ В 1714 г. им был составлен проект его генерального плана (“черчен в Шпа , чертил сам царское величество”) , который был осуществлен в натуре.

Освоение этих участков закрепляло намеченное расположение крепости и Адмиралтейства “объединение “ берегов, разделенных Невой, ширина которых в районе крепости достигала почти километра. Вместе с тем с крепостью и верфью территории двух будущих усадьб создавали уравновешенную , почти симметричную композицию, которая прочно “связала” берега Невы в единое целое. Кроме того, им как бы фиксировались крайние точки будущей застройки берегов Б. Невы, которая в основном была осуществлена уже в 1713 г. С ростом города летняя царская резиденция и усадьба губернатора столицы оказались на границах парадного центра Петербурга.

Ясно ощущаемая взаимосвязь между ними не была заложена природой. Нужно было обладать большим талантом градостроителя .чтобы на однообразных низких берегах увидеть и точно наметить первыми для освоения именно эти далеко отстоящие друг от друга участки и при том отвести их под важнейшие в военном и политическом отношении объекты. В этой связи невольно привлекает внимание примитивный с точки зрения исполнения географический документ из числа чертежей и рисунков собрания Петра I. Это план дельты Невы2 со схематичным изображением островов, очертаний Петербургской крепости и Адмиралтейства, с едва обозначенной северной частью царского “огорода” и ясно читаемой композицией с каналами на месте усадьбы Меншикова. В.А Бутми3 и С.П.Луппов считали его фиксационным и относили к 1705 г. Нам представляется более правдоподобным рассматривать этот план как проектный набросок застройки невских берегов, составление которого следует отнести к 1703 г. или началу 1704 г. Данное предположение основывается на том, что план построенного в 1704-1705 гг.

Адмиралтейства был в виде буквы “П”, а не замкнутого прямоугольника и его бастионы не располагались равномерно по всему периметру. Сложной композиции с каналами в эти годы на месте усадьбы Меншикова не было.

О существовании в 1703-1704 гг. “проекта ” города упоминает “поляк-очевидец””, который после осмотра в 1702 г. Домика Петра I сделал следующую запись: “...живя в нем царь начертал план города, измерил берега реки, ее рукава и каналы.”4. Запись содержит прямое указание на то, что Петр был автором одного из ранних планов города, так как в домике он останавливался при коротких и редких посещениях Петербурга только в

1 Дубяго Т.Б. Летний сад. М.; Л., 1951, с. 12.

2 Там же, с. 78, № 46.

3 Бутли В.А. Указ. соч., с. 12, прим. 4.

Записки “поляка-очевидца”, -Русская старина. СПб., 1879, т. 25, с.265.

 

 

 

 

 

 

 

 

\ 14

первые годы его строительства1.Может быть “поляк-очевидец” и имел в виду рассматриваемый план? Если бы он был выполнен кем-то другим , то его едва ли стали бы так бережно хранить, да еще в 1740-х годах перечерчивать2.

1 Судя по данным “Журнала , или Поденной записи...” (СПб., 1772, ч.1. с. 99-118), в 1705 г. Петр I в Петербурге вообще не был.

2 Луппов С.П. Планы ГТртрп^л^т-о

 

 

 

15

2.2. Роль Петра в формировании генерального плана Петербурга.

Строительство города в первое десятилетие велось , по мнению В.И. Гегелло и В.Ф. Шилкова, искони русским методом “по росписям”1, без составления разработанного предварительного плана. Кроме упомянутого выше наброска , до 1717 г. вычерченного на бумаге проекта города, видимо не существовало (во всяком случае , документы о нем не упоминают ). Тем не менее застройка невских берегов , осуществлявшаяся в натуре, несомненно являлась реализацией какого-то единого замысла. В основе его лежало

традиционное для русского градостроительства умелое использование природных условий. В данном случае определяющую роль для композиции слагавшегося плана Петербурга играл не только рельеф, но и река с ее многочисленными рукавами и пртоками. Эти водные артерии рассматривались как главные магистрали города, и их берега , аналогично главным улицам городов или дорогам, проходившим через населенные пункты, стремились застроить в первую очередь.

Наиболее крупные острова дельты точно специально приготовила природа для обособленных районов города, что было весьма удобно .так как заселение берегов Невы велось , как и в старину на Руси, слободами, создаваемыми по социальному и национальному признакам. Документов, содержащих сведения об отводе участников для первых слобод, пока обнаружить не удалось . Однако можно думать , что основатель города имел к этому самое непосредственное отношение. Ведь его “красные хоромы” положили начало заселению восточной части Березового острова “именитыми” и близкими ему людьми. Несомненно при его участии в 1704-1705 гг. выбирались и раздавались места на противоположном берегу между царским огородом и верфью лицам, связанным с Адмиралтейством, так как один из участков занимал “корабельный мастер Петр Михайлов”. Вскоре на участке появился его деревянный “Зимний дом”. Умение Петра выбирать удачные места сказалось и в данном случае. На это обратил внимание еще автор одного из ранних описаний Петербурга. “ Он так расположен, что из него видна большая часть города , крепость, дом князя и в особенности, через рукав реки, открытое море ” .

Места для застройки в слободах измерялись “линейно”. Первый ряд домов строился вдоль берега с таким расчетом, чтобы перед ним оставалась свободной полоса земли для проезда. Последующие линии располагались параллельно первой.

Для связи между “линиями” в них на определенном расстоянии устраивались интервалы, что позволяло создать сквозные проезды к Неве. Заключенные между ними и улицами - “линиями” - кварталы делили на более мелкие участки, раздаваемые под застройку. Если эта незамысловатая , но удобная планировка применялась уже и раньше (например, в Немецкой

1 Очерки истории Ленинграда, с. 115 .

2 Белые ночи, с. 213.

16

слободе в Москве), то требование возводить дома по красным линиям улиц , вплотную друг к другу, а не в середине участка, была существенным нововведением позволявшим оформлять магистрали “единою фасадой”. Отсутствие в первые годы жизни города, надлежащего контроля за разбивкой участков и застройщиками привело к тому, что улицы и планировка участков далеко не всегда имели геометрически правильные очертания. Пока дома возводились только из дерева и их, в случае надобности, можно было разобрать и перенести, к таким отступлениям относились терпимо. Когда же после Полтавской виктории (1709 г.) и перенесения столицы России в Петербург (1712 г.), стало вводиться строительство каркасных (“мазанковых”) и каменных зданий, допускать их было уже нельзя. Любые исправления и изменения неизбежно потребовали бы сноса построек, а следовательно, привели бы к потере, использованных материалов, в которых и без того испытывался острый недостаток. Требовалось установить жесткий контроль за прокладкой улиц и соблюдением застройщиками правил, который бы исключал всякую возможность неисполнения предписанного. Для этого нужен был человек огромной энергии и железной воли, притом кровно заинтересованный.

Хотя на берегах Невы уже работало немало приглашенных на русскую службу архитекторов (Д. Трезини, М. Фонтано, Г. Шедель, А. Шиютер, Г. Маттарнови) и отечественных зодчих (Ф. Васильев, отец и сын Устиновы), именно с этого времени участие Петра в строительстве города не только не ослабевает.а, напротив резко усиливается. Он вникает во все детали и сохраняет за собой решение даже самых мелких и частных вопросов, несмотря на сложные военные операции и важные государственные дела, вызывающие его длительное пребывание вне Петербурга , и даже вне России.

Как и прежде, он определяет места для наиболее значительных объектов. Так , например, в 1710 г. он выбрал на берегу Невы участок учрежденного им Александро-Невского монастыря, который должен был со временем стать религиозным центром столицы. “В сем 1710 году, - осматривал места, где быть строениям и над Невою рекою при Санкт- Петербурге на устье реки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Викторы, где указал строить монастырь во имя святой Троицы и святого Александра Невского.” . Предметом особых забот Петра по-прежнему, оставалась планировка городской территории, т.е. формирование его генерального плана. Если в первое десятилетие заселение невских берегов велось на основе главным образом устных распоряжений, то теперь создаются разнообразные документы, в том числе географические, огромное количество указов, большая часть которых-автографы Петра. Многие из них являются резолюциями на доношениях и “репортах о ходе строительства, с которыми постоянно отправлялись курьеры, как только царь покидал Петербург, поскольку он, находясь и за сотни верст , желал досконально знать о ходе работ и управлять ими.

1 Журнал или Поденная записка...,ч.П , с. 304.

17

Формирование же плана столицы шло теперь двумя путями:

включением в городской организм новых территорий и упорядочением сложившейся застройки. К числу первых принадлежал большой участок , лежавший к востоку от верховья Фонтанки. Когда в 1712 г. встал вопрос об освоении этого района ., “его царское величество повелел сделать чертеж Московской стороне” Д.Трезини. О цели составления заказанного ему чертежа . пишет сам архитектор: “...и на том чертеже его величество указал светлейшему князю раздавать места всякого чина людям на первой линии строить каменное или мазанки^ позади деревянное ”2.

Таким образом ему поручили не проектирование планировки района, а вычерчивание в масштабе плана разбивки новой территории на кварталы геометрически правильной формы с делением последних на равные участки. Исполнение плана было делом техническим и требовало умения проводить параллельно и перпендикулярно расположенные линии терпения и времени. Занятый государственными делами^ Петр, естественно, не занимался этим (хотя и умел чертить) и поручил это дело архитектору, а затем в сухую схему “вложил” содержание. Он распределил линии между отдельными группами населения (первая линия отводилась родственникам царя, ближайшие к ней-офицерам-артиллеристам, так как в этой части разместили и литейный двор). Предписанием возводить здания в определенном материале Петр в значительной степени определял и облик района.

Такой чертеж являлся документом , точное выполнение которого было обязательным и для Меншикова, который , как губернатор города, должен был осуществлять “раздачу” согласно “помет” и для Трезини, руководившего переносом схемы на натуру. При таком формировании распоряжения никто не мог отговариваться незнанием или недопониманием указанного. Оставив чертеж, Петр уехал на год в Европу, где находились русские войска. Ныне существующие улицы этого района- убедительное свидетельство выполнения составленного документа. Только сам “главный кормчий строительства” мог вносить в него коррективы, что он и делал. Через два года лаконичная резолюция Петра “не строить, ибо те места удобны под ремесло”3, на первые три пункта доношения кн. A.M. Черкасского о том, как вести дальше застройку первой линии, резко изменила назначение этого района. Отметим, что резолюция была наложена в Гданьске в апреле 1716 г. Вскоре палаты и хоромы были приспособлены под шпалерную мануфактуру, для размещения мастеров Канцелярии городовых дел.

Одновременно с Выборгской стороной началось освоение левого берега Мойки. 29 сентября 1714 г. Петр “ездил смотреть мост за речкой и за домом

1 Подтверждением может служить следующий фрагмент письма Трезини к Меншикову от 16 сентября 1715 г.: “Все таковые указы и приказы на письме мне не дан был, но словно” (ЦГИА СССР, Ф. 1329, ОП. 2, №15,Л.11).

^ам же. 3 Там же, Л. 18-19.

18

ее величества”1, а на другой день “его величество ездил за речку, и расчищали солдаты места”2.

Как же велось освоение этих мест дальше? Пункты доношений кн. A.M. Черкасского и резолюции на них Петра дают точный ответ. В седьмом пункте доношения от 20 мая 1715 г. спрашивалось: “Дворовые места за малой рекой коли сажен в длину и ширину будут понеже от Невы реки не прямо течет возможно ли прямою линию домовое строение строить и чтоб оное строение на реку приходило и угол иметь и как далеко от реки , строить”. На него следовал ответ Петра: “Строить по реке и огибая углами, а строению от воды быть 5 саженей шириною”3. Пункт двенадцатый из доношения Черкасского:

“За малою рекою домы на переди каким строением строить и в 2 линии жилья, а позади возможно ли для нужды деревянное строить конюшни, погреба и протчее и воротам где быть?”. Ответ Петра: “Строить в 2 жилья, а вместо деревянова з глиною одною мазанки”. Пункт тринадцатый: “ За малою речкою еще позади первой линии давать места и улицам между дворами от речки быть ли и как широка?” Ответ Петра: “Не быть дворам , а улице быть, а воротам на ней, а не с линии”. Другие пункты этих доношений содержат аналогичные вопросы и ответы, связанные с перепланировкой восточной части Адмиралтейского острова, ограниченной сейчас Невой, Мойкой, Марсовым полем и Дворцовой площадью.

Такие вопросы правомерно было бы адресовать архитектору, осуществлявшему свой проект, а не грозному монарху. Однако деловой тон резолюций и их конкретность показывают, что эти вопросы не ставили Петра в тупик. Напротив , он точно с полуслова их понимал и отвечал предельно лаконично, что доказывает взаимопонимание, существовавшее по этим пунктам между ним и Черкасским, и что они вполне обходились без архитекторов. 27 января 1716г. Петр I надолго покинул пределы России, поставив конкретные задачи перед исполнителями своего проекта. Однако, находясь год и девять месяцев за границей, он наряду с другими государственными делами и командованием союзническим флотом продолжал обдумывать и уточнять разные вопросы строительства столицы. Видимо, не доверяя себе и желая, чтобы новый город на Неве ни в чем не уступал столицам крупнейших государств Европы, Петр I пригласил на русскую службу известного французского архитектора Ж.-Б.-А. Леблона. После их свидания состоявшегося в июне 1716 г. в Пирмонте , Леблон был назначен главным архитектором (генерал- архитектором”, с окладом в 5000 руб. в год), ему было поручено возглавить строительство столицы и ч^то^одау^ ^зд^№хЩ?х%. В. о^л<&?^ Il^TO^ y-^ ?^рр,ота^вд1 <<лбл1р.е замечания о нерегулярном и худом сочинении, которое практикуется в строениях, повсеместно производимых в С .Петербурге.”. 8 января 1717 г. был

1 Походный журнал... за 1714 г., с. 133.

2 Там же, с. 138.

3 ЦГИА СССР, Ф. 1329, on .2, № 15, Л. 8 об.

/ 19

готов проект генерального плана города, а также фасад “образцового” дома для застройки набережных Б. Невы. Эти чертежи Петр получил в конце марта, находясь в Нидерландах. Ознакомившись с ними, он отправил 29 марта письмо Меншикову, в котором указывалось: “ О строении на Васильевском острову. Велеть ныне строить домы по берегу против первого чертежа, который мы в бытность нашу в Питербурге подписали, только надобно оставлять места, где выводить в реку каналы против нынешнего Леблонова чертежа, для того что по возвращении своем, который выберем за лутчей так и станем делать, а который каналы оставяца те и после места застроить мочно”1. Итак, губернатор получил четкое предписание, в котором даже нет намека на утверждение чертежа Леблона. Отсутствуют пометы об этом на самом проекте. Петр оставил вопрос открытым до возвращения в Россию. На каком основании в литературе считается , что чертеж был первоначально утвержден, а потом якобы Петр изменил свое решение , установить не удалось. Извнстные историкам документы таких сведений не содержат.

На проекте Леблона в правой нижней части на русском языке(следовательно, в переводе “толмачей”) помещен пояснительный текст, проливающий свет на роль Трезини в составлении проекта плана города. “За скорым отъездом курьера я, - пишет Леблон, - не успел сам сделать план ситуации Санкт Петербургской и принужден был регламентировать по планам, которые я получил от господина Трезина. Чертеж был сделан с поспешанием в 4 дни, и ежели явитца какие фохты, прошу, да не повелит Ваше императорское величество причесть мне в вину” . Значит Трезини предоставил Леблону фиксационный план Петербурга, который до нас не дошел. Скорее всего, так называемый “план Палибина” (илл. 1) и есть его гравированное воспроизведение. На нем изображена реально существовавшая к 1716 г. застройка Петербурга. Кроме того, мог пользоваться планами Московской стороны и Васильевского острова, о котором говорилось выше.

1 ЦГАДА, Ф.9, ОТД.1, КН. 57, Л. 595-596; Русское искусство XVIII -первой половины XIX в.,с. 47, 54.

2 ЛО АНН СССР, до IX, оп. 1, № 627.

3 ГМИЛ. И-5213; Атлас Петербург-Ленинград. Л., 1957, с. 12.

20

2.3.Европейский опыт градостроительной планировки Петра, на примере Петербурга.

/

Что же делал в это время за границей Петр в интересующем нас аспекте? Поездка Петра I отнюдь не была разлекательным вояжем. Его главная цель состояла в организации совместных действий союзников против Швеции и привлечение на свою сторону Франции. Однако, помимо этого, Петр! успевал выполнить много других дел, полезных для своего государства. После “генеральной консилии ”, состоявшейся 1 сентября 1716 г., и окончательного переноса военных действий на 1717 г. он отправился в Голландию, а затем во Францию.

Анализ записей “Журнала, или Поденной записки”, также “Походного журнала” Петра убеждает нас в том, что , помимо тщательного осмотра крепостей и гаваней, верфей и разнообразных производственных заведений, обсерватории, кунсткамер и т.д. он занимался с городами, замками и дворцовыми комплексами , монастырями и церквями. При этом нельзя не заметить закономерности; бросающейся в глаза: интересовавшие его объекты имели прямые аналоги создаваемого им в Петербурге или того, что он намеривался создать и завел сразу после возвращения в Россию. Например, Петр побывал в нескольких обсерватория и кунсткамерах. А в 1718 г. он приступил к строительству зданий для них на Стрелке Васильевского острова, (илл. 2). Его интересовали шпалерные мануфактуры, производство которых начали осваивать в Петербурге с 1716 г. .Он посетил “инвалидный дом”, где проживало 4000 увечных и престарелых солдат и унтер-офицеров1. Как указывалось выше, в 1715 г. началось строительство подобного же заведения (“гошпиталя”) в Петербурге на Выборгской стороне. Список подобных примеров можно было бы продолжать, но этого нет смысла делать, т.к. сопоставление виденного Петром в эту поездку с его замыслами - тема специального исследования, которое несомненно прольет свет на использование западноевропейской архитектуры в петербургских постройках. В данном реферате я ограничусь приведением лишь двух примеров, характеризующих повышенный интерес Петра за границей к соборам и “огородам”. Первый был совершенно очевидно вызван строительством Петропавловского собора, а второй- устройством летней резиденции. В “Походном журнале” от 2апреля, когда Петр находился в Антверпене, отмечено: “...смотрел паки иезуитских церквей, между которыми одна зело изрядного здания и украшена в мраморах и лучших писмах и потом были на колокольне, которая зело изрядною архитектурою сделала старинного здания и зело высока, а именно: 82 сажени русских вышиною , на которой изрядные игральные часы”2. Фиксация посещений многочисленных “огородов” неизменно сопровождалось их оценкой. Так , после осмотра парка при дворе гонноверского курфюрства сделана следующая запись: “При том доме

Журнал или Поденная записка .... ч. II, отд. 1, с. 410.

2Taмжe,c.405.

21

изрядный и великий огород, где много есть фонтан и протчих вод и , в котором его царское величество изволил гулять”1. В другом месте журнала запись 16 июля 1716 г. после переезда из “Пирмонта в Люстграф” читаем;

“...видел внука королевского и гулял и ездил в канале кругом огороду”2.Напомним, что устройство в 1711-1715 гг. Лебяжьего канала превратило территорию первого и второго летних садов в остров, в 1718 г. начали рыть красный канал, который замкнул водяное кольцо вокруг “променада” (позднее - Марсовое поле.) Много любопытных помет сделано о посещении во Франции городских и загородных дворцово- парковых ансамблей, включая Луврский комплекс и Тюшльри, Версаль, Трианом, Марли и др. В результате накопленных впечетлений у Петра сложился окончательный вариант генерального плана летней резиденции, и во время лечения в Спа, где он пробыл с 21 июня по 14 июля 1717 г., он его вычертил. Это генеральный план сада, известный под названием “черчен в Шпа, чертил сам царское величество”3 . Как установила Т.Б.Дубяго , по нему и велись дальнейшие работы в летних садах, а не по грандиозному и несомненно интересному плану Леблона, составленному архитектором в том же 1717 г.4.

Нечто похожее происходит и с проектом генерального плана Петербурга. Записей в “Журнале” об осмотре городов значительно меньше, чем об осмотре “огородов”, но все же они есть.

14 марта 1716г. “гулял в городе (речь идет о Гданьске), 29 марта 1717г.:

“Ездил по городу (имеется в виду “Флесенг” т .е. Флиссинген) в парете и был у слюзов и ходил шлюзов и ходил по фортеции”, потом “ездил сухим путем в Мидельбургх (т.е. в Миддельбург) и “гулял там по улицам не выходя из кареты, поворотился паки назад”^. 7 апреля 1717г.:“...город Ген(т.е. Гент)...зело велик, еще больше, как Бруссель”6^? августа того ж года осматривал город Дорт7, а 11 сентября “был в Цейхгаузе и гулял по городу Берлину, при нем был один министр гр. Головкин не со многими людьми” . Таким образом, в “Журнале помещались сведения только о специальных поездках с целью осмотра того или иного города, а знакомство с ними во время разъездов, переездов, выездов не фиксировалось.

Сведений о лицах .сопровождающих в таких “прогулках”, “Журналы” не содержат. Однако известно, что в одно из пребываний русского царя в Польше его сопровождал королевский архитектор Джузеппе Пиола ,

1 Походный журнал.... За 1716 г.СПб., 1855, с.24.

2 Там же, с. 80.

3 Дубяго Т.Б. Указ . соч., с. 24-26; Мурзанова М.Н., Покровская В.Ф., Боброва Е.И. Указ, соч., с. 83, № 59.

4 Дубяго Т.Б. Указ . соч., с. 24-26; ГЭ, ОР, № 8432.

5 Походный журнал.... За 1716 г., с.68; Там же, за 1717 г., с.6; . Журнал или

Поденная записка..., ч. П , отд. 1, 403-404.

6 Там же , с. 406.

7 Там же , с. 420.

8 Там же, с. 423.

9 Thime-Beeker. Kunster-hexikin. T. XXVII. L eipzig, 1933, S. 70.

22

итальянец, находившейся на польской службе. Особенно долго во время этой поездки Петр находился в Амстердаме (с 6 декабря по 7 марта 1717 г.), где тяжело болел “жестокой лихорадкой” .С этим городом он хорошо ознакомился еще в 1697-1698гг. Тогда его главная цель состояла в изучении и практики кораблестроения. Теперь же, когда он задумал строить “водяной город” на Васильевском острове и намеривался прорыть обходной канал по южному берегу Ладожского озера, углубив р. Свирь, и проложить путь через озеро на Архангельск, его больше интересовали каналы и шлюзы, устройством которых славилась Голландия. Походный журнал не содержит свидетельств о том, что Петр измерял каналы “Северной Венеции” или получал сведения об их размерах. Однако Петр ими интересовался. Подтверждением этому служит Указ, изданный спустя 7 лет, 11 февраля 1724 г., о строении на Васильевском острове домов и проведении каналов и улиц. Пункт 2-й Указа гласил: “...все каналы и по бокам их улицы дабы шириною были против Эреграхта Амстердамского”1 . В том , что вопрос о дальнейшем строительстве Петербурга находился в центре внимания Петра во время его пребывания в Голландии, нас убеждают и другие факты. Так, он с нетерпением ожидал из Петербурга какой-то его план. Об этом мы узнаем из письма Меншикова: “Чертеж С. Петербурга, со всеми проливами и островами, делать приказал, и как скоро будет готов, немедленно пришлю, а прошпект давно снят и скоро будут печатать”2 . Указание .что на плане были изображены все проливы и острова, наводит на мысль, что речь шла о фиксационном чертеже. Сведения о нем, помещенные рядом с данными о “прошпекте” города, т.е. о знаменитой панораме Петербурга, исполненный в 1716 г. гравером А.Ф. Зубовым, позволяют думать , что эти географические документы были как-то связаны между собой. Очень возможно, что ожидаемый Петром план Петербурга и был тем оригиналом, с которого голландский географ Рейнер Оттенс выполнил гравированный вариант3.

Зачем же так срочно были нужны эти изображения города? В литературе часто объясняется их появление желанием Петра показать Европе, что Россия прочно обосновалась в устье Невы и что , несмотря на трудную многолетнюю войну, она смогла в неслыханно короткий срок выстроить на пустом месте огромный город, не уступающий столицам европейских государств.

Однако, историки склонны предполагать, что эти соображения, хотя и могли иметь место, все-таки, не были единственными. Петр к концу пребывания в Амстердаме со дня на день ожидал чертежи Леблона, и в том числе проект Петербурга, чтобы, ознакомившись с ним, дать указания, как вести работы в строительном сезоне 1717 г. Документы .фиксирующие состояние застройки столицы (план и панорама) были нужны ему, чтобы соотнести предложения Леблона с реально существовавшей уже застройкой.

1 ЦГАДА, Ф248, кн. 1206, Л. 411. ПСЗ, № 4469.

2 Берх В. Собрание писем Петра I, С. 94.

3 Журнал или Поденная записка ..., ч. П , отд. 1, 405.

23

Кроме того, в Европе ему было с кем посоветоваться. Так .например . среди его многочисленных знакомых называется “очень модный в начале XVIII века архитектор Симон Схейфут^.В Антверпене он посещал “одного тамошного инженера, который показывал некоторую инвенцию”.

Чертежи Леблона, как указывалось выше, застали Петра по дороге в Антверпен. Во всяком случае, 29 марта он уже имел их и отправил указания продолжать застройку Васильевского острова по утвержденному им чертежу 1 января 1716г. Прибыв в г. Кале, он заказал “рисовальщику ...копию с присланного Леблонова чертежа палат для посылки в Петербург, к светлейшему князю”.2 т.к. проект “дома всем на реку строиющимся” был им одобрен, кроме размеров окон, которые следовало уменьшить “понеже у нас не француский климат”3.

Можно предположить, что во время пути “водою” до Парижа у Петра, не принявшего проект Леблона, возникла идея свести воедино, т.е. вычертить на одном листе, частично уже реализованные застройки отдельных районов. Приехав в Париж, он, видимо , поручает это выполнить французскому королевскому географу Н. де Фер. Иначе чем можно объяснить появление в Париже гравированного им плана Петербурга (илл. 3), являвшегося первым итогом .суммой постепенно слагавшегося у Петра, задолго до второй поездки в Европу, замысла. Действительно ,на плане изображены строго прямолинейные схемы-проекты раздачи участков на Московской стороне и на Васильевском острове, которые вычерчивал в1712и1715г. Трезини по конкретным заданиям Петра , а Петр наносил на некоторые из них свои соображения или распоряжения. Есть на плане и проекты урегулирования застройки, сформировавшейся в первые годы жизни города на Городском и Адмиралтейских островах, осуществление их, как указывалось выше, началось в 1715 г. под наблюдением A.M. Черкасского. Нанесена прямая, как стрела, въездная дорога в город, ориентированная на главные ворота Адмиралтейства. К ее строительству приступили в 1712 г. Она должна была соединить Александре - Невский монастырь с восточной границей города, проходившей тогда по р. Мье.

Во Франции Петр пробыл до 9 июня и много где побывал. Однако есть все основания утверждать, что наибольший интерес вызвал у него Версаль. Он провел в нем четыре дня, с 13 по 15 мая и 1 июня. Во французских источниках имеются сведения, что во время пребывания в Версале, царь осмотрел машину и дворец Марии, сады которого прекрасно содержался. Он много чертил и делал заметок о всем, что видел”4 .Великолепная загородная резиденция французских королей неизменно производила впечатление на ее посетителей. Петра же она интересовала еще и как источник творческой

1 Левсон- Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра I за границу- В кн.: Культура и искусство петровского времени. Л. , 1977, с. 18,19,34.

2 Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М„ 1872, Т.III. с. 60.

3 Русское искусство XVIII-первой половины XIX в., с. 47.

4 Архиров М.И. Раскин А.Г. Петродворец, с, 166, прим.П.

24

фантазии, т.к. в это время он создавал Петергоф и Стрельну. Поразили его, очевидно, и подъездные дороги, тремя прямыми лучами расходившиеся от парадного двора Версальского дворца.

Вероятно, несмотря на официальные приемы, дипломатические переговоры, бесконечные разъезды Петра не оставляла мысль о необходимости сделать окончательный выбор между проектом генерального плана Петербурга Леблона и своим. Скорее всего, именно с этим было связано снятие копии с графического автографа архитектора для изготовления гравированного воспроизведения, чтобы обеспечить сохранность чертежа. А быть может, чтобы иметь оба проекта в одном масштабе? “З июня, - помечено в “расходных книгах кабинетным деньгам”,-выдано в Париже кондуктору Дюменю, который делал копию с присланного Леблонова Петербургского плана, за работу 100 ливров”1.

В Италию Петру попасть не удалось., из-за измены сына Алексея, ярого противника дел отца, он должен был немедленно вернуться в Россию .В Петербург он прибыл 10 октября 1717г. и в тот же день в сопровождении Меншикова осматривал Адмиралтейство и Александре - Невский монастырь , о чем сделана запись в “поденной записке” Меншикова, которую он вел с 3 января 1716г. Что заставило Петра столь экстренно заняться этим? Едва ли он сгорал от нетерпения осмотреть заложенную без него 21 июля 1717г. каменную Благовещенскую церковь. К ее постройке и примыкающего крыла келий только приступили и вряд ли успели что-нибудь сделать, кроме рвов под фундамент.

Скорее всего его интересовала прокладка “першпективы”, намеченной для соединения Адмиралтейства с Московской дорогой и далее - с Александре - Невским монастырем. Возможно .Петр уже знал, что осуществление строительства частями привело к изменению ее направления и несовпадения ее участков при пересечении их Московской дорогой. Может быть, он еще надеялся , осмотрев все на месте , внести какие-то коррективы и все же осуществить свой замысел. Однако, как показывают дальнейшие события, выправить положение уже было невозможно.

Помимо этого, из этой же “записки” известно, что 22 октября, Петр с Меншиковым осматривал Петергоф, а 5 ноября они ездили “ к Леблону, у которого , осмотрев некоторой модели, купно отъехали”3.23 ноября Петр, также в сопровождении Меншикова и других лиц, “изволил ездить на линиях по французской слободе и другим слободам”4 . Даже этот сухой перечень показывает ,что Петр осмотрел все, что делалось без него, осуществил своеобразную приемку работы, а затем уехал в Москву.

Сведения об участии Петра в работах 1718 г. скупы. В “Журналах” их почти совсем нет. Скорее всего “дело” Алексея, реформа государственного

1 Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М„ 1872, т.II. с. 66.

2 ЦГАДА, Ф.П, оп.1, № 53, 1717, Л. 180 об.

3 Там же, Л. 191. об, 200.

4 Там же, Л. 211. об.

25

аппарата (создание коллегий)^ строительство военно-морских баз в Асвеле и на острове Котлин и другое отодвинуло на некоторое время на второй план деятельность Петра-градостроителя и архитектора. Однако известно, что перед началом строительного сезона 27 марта 1718 г. он вызывал к себе Меншикова с Трезини, “ и по разговорам изволили смотреть учиненых разным строениям априсов”1. Петр и сам заезжал к ним. Так , 8 мая к Меншикову “прибыл его царское величество и смотря принесенные архитектором Трезиным чертежей по довольных разговорах купно отъехали к кн. Голицыну” . 23 октября того же года “государь прибыл в 12 часов к князю Меншикову и, откушавши у него, посетил архитектора Трезина и Провел у него несколько часов в рассмотрении планов и чертежей”3.

Из письма Трезини Полицеймейстерской канцелярии от 16 ноября 1723 г. узнаем, что “в том 1718 году по его императорского величества указу зделан другой чертеж”4 Васильевского острова, который отличался от первого тем, что поперечные каналы с проездами перед домами теперь составляли 13 саженей (3+7+3).

Такой же ширины были и расположенные параллельно им улицы. На проезды между участками оставлялось по 3 сажени. Вероятно, нижеприведенная запись из “Поденной записки” Меншикова за 23 сентября 1718 г. связана с первыми шагами осуществления нового варианта замысла Петра по застройке острова: “...купно отъехали во французскую слободу, где изволил смотреть работы, но потом его величество велел вырубать дороги, где быть слободам от берега р. Невы, у Першпективной и бавясь там купно прибыли в дом (Меншикова)... по полудни, встав е.ц.в. мало мешкав купно с его светлостью отъехал к своему его светлости двору, где смотря места, прибыл к архитектору Трезини и бавясь в час вернулись в дом”5. Этим планом, вероятно .была зафиксирована и перемена назначения стрелки, на которой решили создать главную площадь столицы.

Изменения вносились и в проекты застройки других районов. Наиболее значительным и интересным нововведением было применение лучевой системы расположения улиц, для урегулирования центральной части Адмиралтейского острова. Улицы-лучи.переходящие в огромной протяженности подъездные дороги, сходились к башне Адмиралтейства, первая реконструкция которой, начатая еще в 1711г., завершилась в 1719г. Включенную в эту композицию “першпективу” было намечено удлинить, проложив ее и по территории Адмиралтейского острова. Из переписки архитектора М. Гербеля с главой Полицейстмейстерской канцелярии А.

1 Там же, 1718, Л. 58.

2 Там же, Л. 89, об.

3 Голиков И.И. Деяния Петра Великого, т. VII, с. 383.

4 ЦГАДА, Ф.9, отд.1, кн. 57, Л. 346.

5 ЦГАДА, Ф.П, оп.1, № 53, 1718, Л. 185 об.-186.

26

Дивиером известно о существовании двух не дощедших до нас чертежей урегулирования застройки этой части города. Автором одного из них был Г. Маттарнови, а второго - Н.Гербель.

Оба плана так же, как и трезиниевские проекты- схемы раздачи участков, имели письменные распоряжения и пометы Петра. Это подтверждает текст письма Девиера от 18 сентября 1719 г., адресованного Гербелю: “Господин архитектор, по получении сего немедленно пришлите к нам в канцелярию Адмиралтейского острова чертеж, деланный архитектором Маттарновием, також де и другой чертеж который ты дал, на котором его имп. величества указом повелено делать, а в прежнем маттерновия чертежу оставить”1.

В другом документе о первом из них сказано: “ прежде сочиненный помянутым архитектором Маттарновием о исправлении на том острову улиц чертеж оставить, и потому чертежу не строить”2 . Что касается второго, то 4 октября 1719 г. Петр I “смотря чертежа, сочиненного и отправленного архитектором Гербелем для поправления улиц всего Адмиралтейского острова, указал по именному своего великого государя указу по оному чертежу на том острову улицы, поставя вехи поправить и где надлежит строение по тем вехам в линее быть перестроить.Також застроенной каменный мытный двор доделать по тому же чертежу прямо”3 .

Таким образом , оба эти архитектора, весьма скромные по творческим возможностям и уж совсем не градостроители, выступают как составители рабочих чертежей необходимых для установки всех по трассам будущих улиц.

Нет сомнений, что лучевая система Адмиралтейского острова , как и лучи-дороги, сходящиеся к парадному двору Александре- Невского монастыря, появившегося в проекте .составленном Т. Швертфегером4 в эти же годы, были перефразировкой с чисто русским размахом знаменитой трехлучевой композицией расположения подъездных дорог летней резиденции французских королей.

Ознакомление с городами Европы и произведениями крупнейших архитектурных школ: французской, немецкой, голландской и другими естественно должно было сказаться и сказалось на творческой деятельности Петра, но метод его работы остался искони русский..

Также не было потребности в составлении единого генерального плана с новыми проектными предложениями. Как и раньше, монарх сначала осматривал в натуре место, и после этого в более сложных случаях (как например, на Васильевском и Адмиралтейских островах) архитекторы составляли по его конкретным указаниям рабочие планы, или Петр ограничивался устными распоряжениями. Так например 19 октября 1719 г.

1 ЦГИА СССР, Ф.1329, оп.2, № 15, Л. 85 .

2 Там же., Л. с. 83.

3 Там же.

4 НИМ АХ СССР,Г-18021.Гравюра П. Пиката 1723г НИМ АХ СССР.Г-18021.Гравюра П. Пиката 1723г.

27

“царское величество изволил осматривать место на Московской стороне под селедьбу полков гвардии” , и в связи с этим к размеренным ранее и частично заселенным линиям прибавили новые. Ближе всего к летней резиденции были отведены места Преображенскому полку, полковником которого был Петр I.

13 августа 1721 г. он “гулял по всем каналам”2, а затем распорядился раздавать места по берегам Фонтанки вниз по течению от “першпективы” под загородные усадьбы, т.к. граница города уже стала проходить по этой реке. Сохранилась ведомость о раздаче разным лицам мест в Санкт-Петербурге по р. Фонтанке для постройки загородных домов “с собственноручною заметкою государя”3.

Активность Петра-градостроителя в 1719 г объясняется рядом причин:

окончанием следствия по “делу” Алексея, смертью Карла XII и приближением конца войны. Может быть, и присутствие известного французского архитектора, поставленного им руководить строительством, несколько оковывало его действия. Теперь же, когда Леблон умер (19 февраля 1719г.), Петр снова, как и прежде, оказывался единовластным руководителем строительства Петербурга. Благодаря исполнением пленным шведом К.Ф.Койе, находившемся при копировании чертежей Канцелярии городовых дел в 1721 г., так называемого “шпионского” плана Петербурга, мы можем предоставить весь этот поистине смелый и грандиозный по своим масштабам замысел. При сравнении его с граверованным планом де Фера сразу бросается в глаза значительное расширение застройки Московской стороны, которая теперь намечалась до “першпективвы”, разбивка на участки территории, ограниченной проектировавшимися “лучами” между Мойкой и Кривушеей, более плотная застройка Адмиралтейского острова. Однако среди многочисленных улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства, трудно понять, какой была задумана лучевая композиция. Б.-Х. Миних, используя ранее составленный план Петербурга при разработке проекта защиты города от наводнений в 1727 г., изобразил три луча. На Выборгской стороне, где рядом деревянной церковью Самсония обозначены два кладбища (русское православное и иноверческое), все побережье предназначено к заселению. Показаны и загородные ^усадьбы на берегах Фонтанки.

1 Походный журнал...за 1719г,СПб,1855, с.107. Там же , за 1721 г. СПб., с . 56.

2 Там же , за 1721 г. СПб., с . 56.

3 Крашенинникова М., Шилков В. Проекты образцовых загородных домов Б. Трезини и застройка берегов Фонтанки.-в кн. : Архитектурное наследство. , Л.,1955, № 7, с,с.5-12.

ЗЛ.Петр - автор генерального проекта застройки Петербурга?

Город охватывает огромную территорию, но единого рисунка его генеральный план не имеет. Он как бы состоит из четырех слагаемых. Из них три имеют линейную планировку: Васильевский остров, Городской и Московская сторона, и только застройка территории, лежавшей к югу от “першпективы”, подчиняется лучевой системе расположения основных магистралей. Однако мощная Нева объединяет их в единый цельный организм. Такой план не мог создать ни один западноевропейский архитектор. Автором генерального плана Петербурга со дня заложения крепости на заячьем острове и до смерти стал его основатель-Петр I. Конкуренцию ему не смог составить даже “генерал- архитектор”- Леблон. Современники Петра об этом были хорошо осведомлены, и глава духовенства военно-морского флота иеромонах Г. Бужинский не для “красного слова”,а справедливо в своем “Слове в похвалу Санктпетербургу и его основателя” говорил: “...тобою всепресветлейший и непобедимейший монарх... прекрасными зданиями украшенный, паче по всему тебе собственно, ярко премудрейшему и первейшему его зодчему.. .”1. Такой вывод только на первый взгляд может показаться дерзким и неожиданным. Ведь был же Петр I “корабельным мастером”, “капитаном-бомбардиром”, фортификатором. Все эти специальности требовали умения чертить, а как сообщают авторы исследования о Петергофе, “он брал уроки черчения у голландского художника Адамо Сило” . В аттестате полученном им от “Остъиндской компании” в 1698 г., сказано: “Кроме того под моем (Гаррит Клас Поль) “надзиранием корабельную архитектуру и черчению планов его благородие так основательно изучил, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться”3. Надо иметь в виду .что постройка кораблей парусного флота требовала глубокого знания их пропорций. В собственноручном предисловии к Морскому регламенту Петр писал:

“...потом прочил той верфи баса Яна Поля, дабы учил его пропорции корабельной, который ему через четыря дня показал. Но понеже в Голландии нет на сие мастерство совершенства геометрическим образом,.. бас сказал что и всею на чертеже показать не умеет”. Он потом узнал, что в Англии сия архитектура так совершенство, как и другая, и что кратким временем научиться мочно...в Англию поехал и там через четыре месяца оную науку окончил”4. Петр настолько владел этими знаниями, что в 1724 г. сам “писал

1 Бужинский Г. Слово в похвалу С.Петербурга и его основателя .-в кн..:Старина и новизна. СПб, 1772,ч.1,с.49.

2 Архипов Н.И., Раскин А.Г. Петродворец, с. 9.

3 Устрялов М.Г. История царствования имп. Петра Великого. СПб., 1858, т.З, с. 92-93.

4 Там же, с. 90-91.

29

препорции корабельные” . Известно, что корабельные мастера, проектируя судно, сами компоновали его пластическое убранство. “Резные мастера лишь осуществляли в натуре выполненные кораблестроителями композиции”2. Очевидно, в связи с этим у Петра развилась страсть к токарному делу. До нас дошло паникадило из кости его работы. Точил он и рамы (“овальные” и на свою персону”), “коробки”, “доскам” и даже фигуры. Возможно , поэтому К.Б.Растрелли на нагрудном щитке кирасы бюста Петра поместил аллегорический барельеф: на нем царь высекает из камня фигуру женщины, олицетворяющей преобразованную Россию.

Петр не получил систематического архитектурного образования, но много занимался самообразованием в этой области3. В его библиотеке было много книг по архитектуре. Не случайно К. Растрелли приподнес ему в подарок “труды по архитектуре Давиле, Моро, Леблона...различные планы дворцов и садов4.

Наконец, записи в его “Походном журнале” донесли до нас свидетельства о его незаурядных способностях как художника. Так, не без удивления читаем: “ 25 января 1715 г. его величество списывали персону царицы Прасковьи Федоровны” .3 ноября того же года : “...был в Академии, срисовал ли человека”5. Известно, что литовский гетман Ян Сапега, после осмотра в 1726 г. токарни и “конторки” (т.е. кабинета ) Петра, получил от Екатерины I “портрет (работы государевой) Святой Екатерины”6. Петр был чрезвычайно одаренным от природы человеком, целеустремленным и феноменально трудоспособным. Это и позволило ему развить щедро отпущенные ему природой дарования. Все вышеизложенное раскрывает еще одну грань его талантливой натуры.

Именно потому, что “первейшим зодчием” Петербурга был его основатель, единодержавный монарх и наделенный большими художественными возможностями человек, город на Неве не стал похожим ни на Амстердам, ни на Париж, ни на Лондон. Он приобрел совершенно особое, неповторимое лицо. Крупнейший советский ученый И.Э.Грабарь в одном из своих трудов обратил на это внимание и поставил вопрос : “Почему петровский Петербург, имеет вопреки наличйз в это время большинства иностранных строителей, столь русский архитектурный облик?”. Настоящий реферат .надеюсь, дает на это ответ.

1 Походный журнал... за 1724 г.,СПб., 1855, с. 34.

2 Русская архитектура первой половины XVIII в., с. 95. 112-116. 119; Архипов Н.И., Раскин А.Г. Петродворец, с. 9-10.

3 Архипов Н.И., Раскин А.Г. К. Растрелли.. Л.,; М., 1964, с. 16.

4 Походный журнал... за 1726 г.,СПб., 1855, с. 10.

5 Там же, с . 74.

6 Там же, с . 10.

 

 

 

34

4.2. Тезаурус.

1. Бастион (франц.bastion) - 5-угольное укрепление в виде выступа крепостной ограды для обстреливания местности впереди и вдоль крепостных стен и рвов и как отдельное укрепление.

2. Кронверк (немец. Kronwerk) -укрепление, возводившееся в 16-18 в. перед крепостным фронтом крепости с целью его усиления.

3. Куртина - участок крепостной ограды обычно прямолинейного начертания, соединяющий обращенные друг к другу части двух соседних бастионов.

4. Равелин (франц. ravelin) - фортификационное сооружение треугольной формы в крепостях перед рвом, в промежутке между бастионами. Использовался для размещения огневых средств, прикрывавших участки крепостной стены от атак противника.

5. Форватер (голл. vaarwater) (судовой ход) - безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству. Обозначает бакенами, буями, створными знаками и пр.

6. Фортеция - постройка для укрытия и наиболее эффективного применения оружия, боевой техники в бою. Размещения пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла от средств поражения противника.

35

Список литературы.

1. П./Р. Алексеевой Т.В. „ От средневековья к Новому времени. М. , 1984.

2.Бунин А. В., История градостроительного искусства. М., 1979.

З.Володин ПД. Светская архитектура. М,, 1952, №2.

4.Грабарь И.Э., Русская архитектура первой половины XVII века, М.,

1959.

5.Лутотов С.П. , История строительства Петербурга в первой четверти ХУШв.М.;Л.,1957.

6.П./Р. Прохорова A.M. , Советский Энциклопедический словарь, М., 1980.